Белорусский велосипедист может двигаться по проезжей части только в крайних случаях, не отъезжая при этом дальше одного метра от ее правого края. Правила предписывают двигаться по велосипедной дорожке, а если ее нет, нужно ехать по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая при этом препятствия для безопасного движения пешеходов. Ф-АВТО решило выяснить насколько такое передвижение велосипедистов «по правилам» реально, а значит и выполнимо.
Чтобы не показаться чересчур предвзятыми, мы не стали выбирать самые отдаленные районы Минска, где и без нормальных условий погонять на велике есть множество других проблем. Прокатимся по центру!
Проспект Независимости – одно из самых благоустроенных мест столицы. И велосипедисты тут не редкость. Однако максимум на что готовы пойти белорусские власти – это отвести полосу для общественного транспорта, а велосипедистам «по правилам» приходиться бороздить тротуары. И езда, таким образом, превращается для них в настоящее испытание. Каждый перекресток – бордюр, каждый спуск-подъем – лестница. А при пересечении улицы Академичной - и вовсе только подземный переход, без специальной велосипедно-колясочной «колеи».
- Да ладно, что прыгать приходится, - улыбается юный велосипедист лет 16-ти. – Это даже прикольно. И наземные пешеходные переходы мы, как люди, переезжаем – стоя на одном колесе. А вот по-настоящему нам становится неудобно в часы-пик. Нам нет места ни на тротуаре, ни на проезжей части.
И правда. Еще только три часа, а велосипедисты уже петляют по тротуарам. И сразу видно, что их тут не особо жалуют. А обернувшись, мой объектив сумел запечатлеть примилейшую картину: пешеход, автолюбитель и велосипедист на одном тротуаре!!! Прям гармония какая-то!
Но неужели все действительно так плохо. А как же знаменитая велосипедная дорожка? К ответу мы попросили велосипедиста явно со стажем, как раз проезжающего по этой зигзагообразной петле в парке Горького:
- Забота о велосипедистах в Минске – чисто формальная, - жалуется Игорь, стоя возле перекошенного знака велосипедной дорожки. – Разве можно по одной дороге добраться в нужные тебе места? Одной такой трассой городу не поможешь. Их должно быть ни одна и не две. Есть, конечно, в некоторых районах Минска что-то именуемое «велосипедными дорожками», но кроме имени в них ничего нет: выбоины, ямы, а не дай бог еще и открытые люки. Да и эта – хваленая – на проспекте Победителей, например, упирается в остановку общественного транспорта, местами в лестницы - о какой заботе тут может идти речь? Тут даже элементарной безопасностью не пахнет! А от нас они требуют дисциплины.
По данным УГАИ МВД РБ в прошлом году произошло 460 ДТП с участием велосипедистов (115 погибших и 360 раненых). Наибольшее количество таких происшествий регистрировалось с мая по ноябрь. И только за три первых месяца этого года по вине велосипедистов произошло 11 ДТП, при которых 6 погибли, а 5 получили ранения. Винить здесь можно кого угодно: и нерадивых велосипедистов, которые гоняют без зеркал заднего вида и с неисправной тормозной системой, и недружелюбных пешеходов, которые ни за что не хотят делиться своими законными метрами, и невнимательных автолюбителей. Цифры от этого не уменьшаются, а жизни не возвращаются.
Так заторможенное развитие велосипедного движения в столице мешает на самом деле всем: и пешеходам, и автолюбителям и, конечно, самим велосипедистам. Хотя в перспективе развитие этой отрасли может статьи хорошим решением как экологических проблем, так и проблем с перегруженностью города автомобилями. Популяризация велосипеда как средства передвижения по городу в силе положительно сказаться и на здоровье нации. Наконец-то это поняли и «сверху». На недавнем совещании в Мингорисполкоме ГАИ Минска выразило готовность «курировать» развитие велосипедного движения, и выступила с предложением включить план его развития в региональную программу по безопасности дорожного движения «Добрая дорога» на 2011-2015 годы.
Что из этого выйдет, станет ясно чуть позже. А пока, прогуливаясь по главной площади столицы, сразу становится понятно, что велосипедистов у нас не уважают: специальных парковочных мест для этих транспортных средств совсем немного. Возле главного метро города одиноко стоит привязанный к столбу с буковкой «М» велосипед. Может, ждет хозяина с работы, а может с магазина через дорогу…