Весна пришла, и автомобилисты вздохнули с облегчением. Громкое и счастливое «эх» пронеслось по всем уголкам страны, заставив пешеходов немного насторожиться. С наступлением тепла приходит конец многим трудностям, связанным с зимней эксплуатацией автомобиля, а это – открытая дорога к скоростным прелестям автозабега. Но не спешите расслабляться! Если для пешеходов применима народная мудрость, что «у природы нет плохой погоды», то для автомобилистов она тоже действует, хоть и в немного видоизмененной форме: «У природы нет хорошей погоды». С приходом весны вместо прежних «зимних» проблем у водителей возникают другие – «весенние».
Что такое эффект аквапланирования?Впервые адреналин от своеобразного «полета на земле» заиграл в крови авиаторов. Как только взлётно-посадочные полосы стали практически идеально гладкими, а самолёты – скоростными, аквапланирование стало для них серьёзной проблемой. После нескольких случаев аварий небесных гигантов, пристальное внимание на эффект аквапланирования обратили и автомобилестроители.
Так что же заставляет колеса «взлетать»?Автомобиль движется по дороге, покрытой слоем воды: лужи сменяются водно-грязевой "кашей". Каждая шина постоянно выдавливает жидкую субстанцию из пятна контакта и гонит перед собой водяной вал. Усилие необходимое для выдавливания этого клина может находиться в пределах от 30 до 50 кг. в зависимости от толщины водяной пленки на дороге, рисунка протектора, ширины колеса и скорости движения автомобиля. А когда колеса уже не в состоянии быстро освобождать зону контакта от воды, транспортное средство в буквальном смысле "всплывает". Сила сцепление автошины и дорожного покрытия во время аквапланирования равняется нулю.
Как не оторваться от земли?Характер «всплытия» всегда очень непредсказуем, а ощущения от него не перепутать ни с чем. Однако такой «мини-невесомости» можно и избежать. Ф-Авто предлагает Вашему вниманию «пять золотых правил», которые помогут автомобилю не «улететь»:
1. Следите за состоянием шин! Так, шины изношенные всего на 50 процентов, теряют до 70 процентов своих «антиулетных» качеств. Если автомобильные шины старые и изношенные, то они практически не способны вытеснять воду из-под колес, и эффект аквапланирования может возникнуть даже на не слишком большой скорости. Но и некоторые новые шины (как правило, шины с летней резиной) не в состоянии удержать сцепление с дорогой. Поэтому лучше выбирать летние шины с особым «дождевым» рисунком, для которых мокрая дорога – привычное дело.
2. По лужам нужно ездить, а не летать! Правило очень простое – чем меньше скорость, тем безопасней. Разбор такой распространенной причины ДТП, как "не справился с управлением", подтверждает: чем выше скорость автомобиля на мокрой дороге, тем больше вероятность аквапланирования.
3. Идеальное дорожное полотно – зрительный обман! Наиболее благоприятные условия для аквапланирования – хорошие дороги. Усугубляет ситуацию, так называемая, колейность, вызванная постоянным движением грузовиков. По сути, эти узкие бассейны – самая настоящая взлетная полоса.
4. Держите курс прямо! Отвод воды в продольном направлении у шин намного лучше, чем в поперечном. К тому же нахождение колёс в положении «прямо» позволит избежать глубокого заноса, если аквапланирование все-таки начнется.
5. Не забывайте о «внеколесных» факторах! Кроме состояния шин, на возникновение эффекта аквапланирования влияют и другие характеристики автомобиля, такие, как состояние амортизаторов (изношенные амортизаторы повышают вероятность возникновения аквапланирования), характеристики рулевого механизма, состояние подвесок, параметры развала и схождения, распределение нагрузки по осям.
Аквапланирование. в отличие от заноса, достаточно легко предотвратить. Но вот если оно началось, то устранить его невозможно: останется только терпеливо ждать, пока машина вновь найдет под колесами «твердую землю». Поэтому не устраивайте из мокрого асфальта взлетную полосу, а из автомобиля – машину смерти!