Моторное масло вынуждено работать в экстремальных условиях: ежесекундные перепады тепловых и механических нагрузок, неблагоприятное химическое воздействие кислорода, продуктов неполного сгорания топлива, да и самого топлива, которое неминуемо попадает в масло, хотя и в очень малых количествах. Но все эти «комфортные» условия не должны помешать его жертвенной миссии. К основным «боевым задачам» масла можно отнести следующее:
1. Уменьшать трение в узлах двигателя, предотвращая износ деталей.
2. Предотвращать потерю энергии, заполняя зазоры между поршнем и цилиндром.
3. Препятствовать расширению трущихся деталей двигателя, чтобы избежать заклинивания.
4. Выносить продукты износа из зоны трения, тем самым замедляя образование отложений на поверхности частей двигателя .
5. Защищать детали от коррозии - нейтрализовать кислоты и связывать влагу, образующуюся при окислении масла и сгорании топлива.
При несвоевременной замене, масло не может в полной мере выполнять свою работу. Поэтому если затянуть с этой необходимой и совсем несложной операцией, то существует вероятность возникновения проблем с двигателем и увеличения расхода топлива. Так как же правильно выбрать интервал замены масла, чтобы эта спасательная жидкость могла беспрепятственно выполнять возложенные на нее функции?
Ф-Авто советует придерживаться одного очень старого, но проверенного способа: прочитайте рекомендованный интервал в инструкции по эксплуатации вашего автомобиля и делайте замену масла в моторе в два раза чаще. Этот вариант наилучшим образом подходит для всех автовладельцев, живущих на постсоветском пространстве. Давайте разберемся почему.
Производитель автомобиля при расчете необходимого интервала замены масла учитывает, как правило, «европейские» условия эксплуатации. А наши «чистые» дороги, «качественное» топливо и «разумное использование» может здорово напугать даже самую качественную моторную помощницу. В сервисных книгах есть интересная оговорка «тяжелые условия эксплуатации», при которых масло следует менять чаще. Но ведь «тяжелые условия» по-европейски – это среднестатистические условия в странах СНГ! Также стоит учитывать, что для привлечения покупателей в инструкциях пишут максимально возможный интервал, при котором мотор «выживет».
Чтобы обеспечить защиту двигателя и продлить его ресурс, нужно реально оценивать все негативные нюансы отечественной эксплуатации. А именно:
1. Низкое качество топлива. Во-первых, наше горючее далеко от европейских стандартов, во-вторых, многие автовладельцы в целях экономии заправляют свои машины совсем не тем топливом, которое рекомендует производитель. А все, что не сгорает в двигателе, попадает в моторное масло, которое служит недолго.
2. Запыленный и загазованный воздух. Это явление ярко выражено на наших дорогах, и уже давно из проблемы переросло в привычку. А частицы пыли и грязи засоряют масляные фильтры и в конечном итоге само масло.
3. Езда по неровной местности и перевозка тяжелых грузов. Буксировка прицепов, переполненных мешками с картошкой и капустой, по проселочным дорогам - белорусская обыденность.
4. Большие перерывы в эксплуатации. Для двигателя и других основных узлов автомобиля нерегулярная езда является разрушительной силой. В нашей стране заботливых автовладельцев, которые от большой любви превращают своих «ласточек» на зиму в знакомые всем «подснежники», хоть отбавляй.
5. Короткие, но регулярные поездки. Если двигатель в зимний период не успеет набрать необходимую рабочую температуру, то риски его поломки повышаются в несколько раз. А нетерпеливых среди нас много!
6. Пробки. Максимальная нагрузка на двигатель приходится в момент начала движения и остановки. Плюс в «тянучках» двигатель работает вхолостую, а это не менее вредно. В результате масло перегревается и теряет свои качественные характеристики.
7. Возраст автомобиля и забота о нем. Ни для кого не секрет, что некоторые белорусские дорожные «бегунки» для Европы уже раритет. К тому же покупка б/у агрегатов – это наша реалия. Поэтому приобретая машину с рук, не стоит на слово верить в прекрасное состояние агрегата. Лучше перестрахуйтесь и в первое время меняйте масло даже чаще, чем требуют наши «тяжелые условия».
Производители мотора рассчитывают на использование автомобиля в условиях, близких к идеальным. А все вышеперечисленные факторы укорачивает жизнь масла, а, следовательно, критический максимум наступает быстрее. Если вы не хотите прибегать к экстренным мерам, а именно капремонту или замене двигателя на новый агрегат или мотор б/у, то уделяйте внимание «железному сердцу» вашего автомобиля в два раза чаще, чем советует инструкция. А превышение рекомендуемых интервалов – это, можно сказать, саморучное убийство вашей машины, так как остановка жизненно важного органа в таком случае неизбежна.