На днях Ф-АВТО задалось вопросом – сколько раз «подпрыгивает» на своем автомобиле каждый сотрудник компании пока доберется до работы? Оказывается, такого рода утренняя растряска в лучшем случае составляет два-три прыжка (посчитайте, количество прыжков в неделю, месяц, год), а в худшем превращается в самую настоящую полосу препятствий разной степени тяжести.
Уже, наверное, никто и не вспомнит, где у нас появилась самая первая искусственная неровность на дороге, которую сами автолюбители вскоре именовали «лежачим полицейским» и удостоили почетного звания «самого беспристрастного инспектора». Но ведь это теперь и неважно. Главное результат, который действительно впечатляет - на любой дороге, где на помощь инспекторам в форме приходят их лежачие коллеги, практически нет ни погибших, ни пострадавших. Это информация давно проанализирована и доказана. Но почему никому и в голову не приходило просчитать, сколько машин по их вине попали в автосервис? Или, например, оценить ущерб, наносимый природе?
"Как бы вы ни относились к искусственным неровностям, они работают ну просто идеально, - демонстрировал карту города на недавнем заседании городской комиссии по безопасности дорожного движения начальник ОТСС ГАИ ГУВД Мингорисполкома Дмитрий Навой. - Вот смотрите: на карте красными точками указаны ДТП в Минске в 2010-2011 годах с погибшими и пострадавшими. Зелеными точками отмечены искусственные неровности. Так вот, в местах, где появились зеленые точки, исчезли красные - не произошло ни одного ДТП".
Ну, против такой статистики конечно не попрешь! В этом году в Минске будет установлено почти 100 "средств успокоения движения", а точнее 95. На некоторых улицах появится 3-4 или даже 5 "лежачих полицейских". Максимально обезопасить собираются улицу Гамарника, бульвар Шевченко, улицу Стебенева, улицу Бабушкина, частный сектор в Заводском районе.
Принцип действия «лежачего полицейского» всем хорошо знаком - при пересечении его с высокой скоростью происходит сотрясение подвески автомобиля. Такие сотрясения приводят к постепенному выходу из строя различных узлов транспортного средства: стоек, шаровых шарниров, ступичных подшипников, наконечников рулевых тяг и других. Чтобы не приближать срок ближайшего ремонта, водители вынуждены притормаживать, а значит, вряд ли превысят установленную скорость. Но та как препятствие создано искусственно - а это значит, что не всегда успевают поставить знаки о новоиспеченном «служителе правопорядка», что иногда он значительно выше допустимой нормы (которая кстати составляет всего 6,5 см) – для некоторых водителей его появление на дороге становится не очень приятным сюрпризом. А результатом такой дорожной неожиданности становится позднее резкое торможение, приводящее к усилению удара колесами о препятствие.
Однако по данным «на сегодня» для белорусских водителей еще не нашлось другого способа заставить беречь пешеходов. И пока весь мир борется за безопасность и экологию, нам остается только дружно подпрыгивать на «лежачих полицейских». К слову, зачастую само население требует чуть ли не у каждого дома и у каждой остановки установить искусственную неровность, несмотря на то, что перегазовка автомобилей в процессе их преодоления пагубно влияет на чистоту окружающего воздуха. А это значит, что «лежачие полицейские» - это то, с чем автолюбителям придется сталкиваться ежедневно еще n-ое количество лет и избежать пассивного наказания можно лишь проезжая их тихо и аккуратно.
Самое неприятное, что касание с препятствием может произойти с самой низкой частью двигателя – поддоном картера, а этот контакт может повредить низко расположенный приемник масленого насоса и, тем самым, вывести из строя двигатель автомобиля. Конечно, этому недугу скорее подвержены низко сидящие иномарки, но забавно, что бывали случаи когда «лежачие полицейские» останавливали даже легенды автоиндустрии. Так, дорожного просвета в 10 сантиметров оказалось недостаточно для Bugatti Veyron и он попросту завис над очередным «дорожным инспектором».
Итак, давайте все же поговорим о том, как безопасно проезжать искусственные неровности. При минимальной скорости движения (ниже 10 км/час) можно воспользоваться «подъемной силой» незначительно повысив тягу в момент контакта с препятствием. Легче всего это получается при включенной второй передаче как на механических, так и на автоматических коробках передач. Если скорость автомобиля выше, чем 10 км/час и крутизна бугра существенна, то можно создать эффект «подброса» - кратковременно нажать на тормозную педаль перед препятствием. Наибольшую сложность в преодолении представляют металлические «полицейские». В этом случае режим «подброса» не позволит избежать удара о препятствие. Рекомендуемые действия – проезд под углом, возможным на данной полосе. Для этого автомобиль мягким маневром смещается в сторону, затем направляется под углом на препятствие, а в заключительной фазе колеса выставляются в «положение прямо». Таким образом, контакт с препятствием происходит поочередно каждым колесом. Если «лежачий полицейский» не перекрывает всю полосу движения и справа остается просвет асфальта, то лучшим способом преодоления будет «боковая разгрузка». Она позволит перевести часть веса на опорные колеса (в данном случае правые) и освободить, а если нужно приподнять левые колеса.
Ну, и пожалуй, самый сложный способ проезда искусственных неровностей – комбинированный. Он применяется в условиях городского движения, когда скорость автомобиля существенно превышает безопасную для преодоления этого типа препятствия. Для этого нужно:
1. при подходе к препятствию выполняется торможение правой ногой (плавное, если дистанция достаточна или экстренное ступенчатое, если расстояние минимальное);
2. не прекращая торможение, выключается сцепление и включается вторая передача с пропуском последовательности переключения, но педаль сцепления не отпускается если велика скорость автомобиля;
3. перед препятствием проводится энергичное дотормаживание, вызывающее «клевок» автомобиля;
4. перед контактом с препятствием – в последний момент, отпускается педаль тормоза;
5. как только передние колеса поднимаются на бугор, отпускается педаль сцепления и тотчас мягко и осторожно нажимается педаль газа, чтобы исключить удар задними колесами о препятствие.
На заметку:Согласно СТБ 1538-2005 "Искусственные неровности на автомобильных дорогах и улицах", искусственная неровность должна быть обозначена соответствующим знаком, отмечена полосами световозвращающей ленты, находиться на освещенном участке дороги и иметь высоту не более 6,5 см.
У каждого гражданина, не только автовладельца, есть право обратиться к начальнику местного отдела ГАИ и пожаловаться на некорректный дорожный знак, линию разметки или размеры "лежачего полицейского". Или, наоборот, вы вправе настаивать на том, чтобы у вашего дома появился светофор, а рядом со школой – «лежачий полицейски». Количество подписей под заявлением не имеет значение, главное, чтобы из документа было точно понятно, кто на что жалуется, и указаны координаты места, о котором идет речь. На Ваше заявление обязаны провести проверку и дать мотивированный ответ - следует удовлетворить вашу просьбу или нет. Ответ в соответствии с Законом РБ "О порядке рассмотрения обращений граждан Республики Беларусь" должен быть дан в течение месяца.