Вместе с октябрьскими деньками на наши дороги пришли и настоящие осенние туманы, и первые дорожные трагедии, причиной которых стала ограниченная видимость. В связи с эти Ф-АВТО предлагает поговорить о том, как безопасно вести себя в тумане.
Для начала давайте вспомним следующий анекдот:
Ночь. Туман. Водитель "Жигулей" пристроился за впереди идущей машиной, едет впритык, посвистывает. Машина влево - "Жигули" тоже влево, машина вправо - "Жигули тоже вправо. Вдруг машина резко останавливается, "Жигули" с маху в нее врезаются.
«Что же ты, зараза, так резко тормозишь! - кричит водитель "Жигулей" ведущему. – Не мог дальше проехать?» «Куда ж дальше-то? Я в свой гараж заехал»...
Так, по данным мировой статистики, из всех аварий, случившихся в тумане, около 77% составляют столкновения с идущим впереди автомобилем. При этом выяснилось следующее: большинство водителей добросовестно старались выдержать безопасное расстояние между машинами, не догадываясь о том, что человеческому глазу все предметы в тумане представляются примерно в два раза удаленными, чем в действительности. А ведь именно искажение расстояния (как до движущихся, так и до неподвижных предметов) - главная опасность тумана. Порой оно кажется в несколько раз большим, чем на самом деле, а едущий перед вами автомобиль, просматривающийся по габаритным огням, может просто стоять на месте. Поэтому, при движении в тумане, главное правило – дистанция и низкая скорость!
Помимо этого туман не только ухудшает видимость, но, как показали исследования, и изменяет окраску всех цветов предметов, кроме красного. Особенно важно водителю знать и учитывать то, что желтый цвет в тумане становится красноватым, а зеленый -желтоватым, и быть максимально осторожными и внимательными на светофорах.
- В тумане безопаснее всего придерживаться правила «одиночки», - советуют в УГАИ МВД РБ. - Иными словами - не следует сбиваться в колонну, ведь один единственный автомобиль, остановившийся в тумане, может стать первым звеном цепи из десятков автомашин. Хотя первоисточником массовых и катастрофических столкновений автомобилей в тумане по-прежнему остается банальное превышение скорости. Водители просто не осознают, что опасность может возникнуть внезапно прямо у капота машины.
Как же правильно рассчитать скорость в тумане? Максимально допустимая скорость определяется видимостью в направлении движения. Если вы четко видите дорогу на расстоянии 40 - 45 метров, то скорость автомобиля будет безопасной, если она не превышает 50 км/час. Если видимость втрое меньше, то безопасная скорость автомобиля - не более 25 км/час.
Хуже всего то, что туман обычно опускается ночью, и мы по большей части бываем бессильны. Включение дальнего света фар не улучшает видимости: свет, отражаясь в мельчайших водяных каплях, создает непрозрачную среду и слепит водителя, а ближний свет фар хоть и освещает дорогу, но дает лишь смутное преставление о дорожной обстановке. Слабый свет городских фонарей в условиях густого тумана и вовсе образует непроницаемые белые пятна, которые только ухудшают видимость. Конечно, можно использовать специальные противотуманные фары с низким и широким пучком света, но и они тоже действенны не всегда. В Англии, славящейся густыми туманами, в таких случаях, останавливается все движение, иногда даже на несколько дней. Люди ночуют в поездах или автобусах, в лучшем случае - останавливаются в ближайшем жилище.
Туман – враг серьезный и опасный. Его не удивишь своим искусством истинного гонщика, не испугаешь мощностью авто, не прогонишь самыми современными навигационными и сигнализационными приборами. В плотном тумане легко сбиться с пути и даже не понять, где обочина.
- Единственный вариант этого избежать, - рассказывают в УГАИ МВД РБ, - это либо ехать с включенным сигналом поворота, со стороны которого должен находиться кювет, либо периодически переключать свет фар с ближнего на дальний. Несколько таких переключений в нужном темпе помогают сориентироваться и отыскать обочину. Дальний свет расширяет на несколько метров освещенную зону, но, чтобы, не ослепить самого себя, надо тут же перейти на ближний свет, а затем снова переключиться на дальний. В условиях тумана необходимо отказаться от перестроений, обгонов и опережений, не предпринимать резких, необдуманных действий, которые могут привести на мокрой дороге к потере контроля над автомобилем, избегать внезапных торможений. Особенно внимательными и бдительными должны быть и пешие участники дорожного движения.