Как снова сесть за руль посде ДТП??

РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОСЛЕ ДТП: КАК ПОБОРОТЬ СТРАХ ЗА РУЛЕМ?

На днях моя 50-летняяя соседка зарулила на стоянку на собственном авто, удачно припарковалась и, многозначительно улыбаясь, погладила по замерзшему капоту старенький форд явно того века. «Ну, что ж, - подумала я, - учиться никогда не поздно. Молодец!» Однако мое мысленное незаурядное «молодец» вскоре переросло в настоящее восхищение. И вот почему…



Оказывается, отучилась на права моя одноподъездница ни много ни мало 30 лет тому назад. Согласитесь, срок приличный. За это время она должна была превратиться в настоящего аса! Только вот почему-то за весь период нашего знакомства я и разу не видела ее за рулем. А все потому, что покататься в свое удовольствие на тогда еще приличном форде она успела всего год. Серьезная авария, произошедшая с ней в молодости, надолго отбила в ней страсть к вождению.  Надолго, но как оказалось, не навсегда.

В нашей новостной ленте Ф-АВТО  подробно разбирало, как не попасть в ДТП, как уменьшить последствия аварии, если ее уже не избежать, как правильно поступать в той или иной конкретной ситуации с точки зрения «правильного» водителя… Но есть еще один важный аспект: как снова сесть за руль после аварии?



Вернуться к жизни за рулем удается не всем. Каждый человек индивидуален и по-своему эмоционален. Так, некоторые водители, наделенные взрывным темпераментом и врожденным желанием рисковать, довольно часто попадают во всякого рода ДТП, но несмотря на это уже при  первой возможности прыгают на «железного коня» и снова рассекают дорожное пространство, абсолютно забыв о случившимся. Авария такими водителями расценивается как   бесплатное приложение к автомобилю – ну, с кем не бывает? Но есть и абсолютно противоположная категория автолюбителей. Если такой человек попал в аварию - послеаварийный синдром у него будет практически всегда. Он  вдруг осознает, насколько  уязвим и начинает бояться, что произошедшее с ним может повториться, и что в другой раз может быть еще хуже. Стресс же от первого в жизни ДТП, даже самого малого, может разрастись до таких размеров, что человек будет вынужден  поставить на своем водительстве точку.



Советов по борьбе с подобным синдромом превеликое  множество. Ф-АВТО попыталось провести собственное исследование, в ходе которого все советы психологов, опытных водителей и людей, которым удалось справиться с этим недугом, были собраны воедино и упорядочены. Предлагаем остановиться   и сконцентрировать внимание на важнейших моментах, которые, будем надеяться,  помогут вам или вашим близким реабилитироваться после аварии.

1.Успех психологической реабилитации после ДТП зависит прежде всего от диагностики ситуации, и подходить к этому стоит индивидуально, иначе можно добиться совершенно противоположных результатов.

2. Тяжесть последствий каждый оценивает субъективно.  Для кого-то «тяжесть» ограничивается  собственными физическими травмами, для кого-то  материальным ущербом (например, если автомобиль было «средством для зарабатывания денег»), а для кого-то  существует только «психологическую тяжесть» - вина за случившееся (особенно если в ДТП получает тяжелые повреждения или не дай бог, погибает пассажир или пешеход).



3. Чаще всего послеаварийный синдром возникает и долго держится, если появляются недоброжелательные настроения в социуме, если окружающие  винят человека в случившемся, если нет поддержки близких в «душевном восстановлении».

4. Главное - дать время психике восстановиться после произошедшего, не торопить события. После аварии, человек может испытывать широкий спектр эмоций - шок, чувство вины, страх, нервозность или гнев - все из которых являются нормальными. Только после того, как человек пришел в себя, успокоился можно идти дальше.

5. Ключевую роль в реабилитации играет не столько воля, сколько адекватное чувство ответственности. Для человека  необходимо  реально понимать, в чем действительно есть его вина, а где — неприятное стечение обстоятельств.

6. Чтобы произошедшая ситуация  отпустила, не стоит тщетно пытаться стереть ее с памяти. Следует отталкиваться от противоположного - вспомнить все вплоть до самых мелких деталей. Позвольте вашей психике «переварить» это событие. Возможно, бесплодным не окажется попытка представить иной исход произошедшего.

7. Перед тем, как начать совершать какие-либо действия со своим автомобилем (садиться за руль, пробовать ехать, выезжать на трассу), нужно понять свою внутреннюю мотивацию: для чего это нужно и насколько человек этого хочет. Некоторых вынуждают обстоятельства - не ездить просто невозможно по ряду причин, некоторые просто хотят, чтобы  все было, как и раньше, а вот некоторые на самом деле не испытывают никакого желания садиться за руль. В последнем случае – все действия будут бессмысленными.

8. Для того чтобы преодолеть страх, попробуйте поэтапно пройти все операции с машиной – как в автошколе в первый раз. Садитесь на водительское сиденье, заводите двигатель, включаете фары, дворники, музыку. Пробуйте тронуться и немного проехать, чуть позже выезхать на полноценные дороги - сначала с маленьким движением, затем посложнее и, наконец, – на самые сложные участки. В первое время неплохо если рядом будет находиться человек, который будет поддерживать и помогать.

9. Нужно избавиться от всего, с чем связан страх и «обрасти» тем, с чем будут связаны новые приятные эмоции от вождения. Например, не слушаем музыку, которая предшествовала аварии, даже если это любимый диск, снимаем игрушки-талисманчики, не выезжаем в то время суток или погоду, когда была авария. Новые атрибуты помогут начать испытывать новые эмоции.

10. Если причина страха вновь сесть за руль в якобы утраченной технике вождения,  то можно поработать с инструктором по контраварийному вождению. Это вернет былую уверенность и поможет осознать, что вы способны предотвратить аварийную ситуацию. Мозг перестанет рисовать страшные картинки, а тело будет готово предпринять необходимые действия.

11. Особый случай, когда авария уносит жизни людей — пассажира или пешехода. Еще тяжелее, если это оказался родной или знакомый для водителя человек. Восстановление после такого стресса - очень индивидуальный процесс. Поэтому, в данном лучше обратиться за помощью к специалисту, поскольку справиться с такого рода посттравматическим страхом в одиночку очень сложно. 

Эти несколько пунктов, возможно, могут спасти чью-то водительскую жизнь. По крайней мере, некоторые автолюбители так утверждают. Конечно, ДТП - не самое приятное, что с Вами может произойти, но помните, что вы в состоянии с этим справиться. Почувствуйте себя в безопасности за рулем – ведь Вы можете влиять на ситуацию. Если вы осознаете это, то страх перед вождением исчезнет сам собой. Ф-АВТО желает Вам удачной дороги!











Проголосовать
Голосов: 12
20 комментариев
22 февраля, 2012 в 11:29
Маруся Ответить
я тока 1 раз в аварию попадала - но потом на след день уже за руль сесть пришлось)
22 февраля, 2012 в 11:43
попал в аварию, кстаи долго потом боялся за рулем ездить! теперь просто осторожнее - дистанцию сдерживаю, на педальку сильно не жму
22 февраля, 2012 в 11:44
Ребята, милые, помогите вот по какому делу. После аварии села за руль. Страшно. Боюсь. Навыки подрастеряла (до аварии - 2 месяца за рулем). Машин много, кажется, что кто-нибудь поцарапает или я задену. Жуть просто. Ездить очень нравится. Боюсь. Пересиливаю себя. Уговариваю. Может у кого такие проблемы были - что делать? До слёз. Может не моё? Бросить? Сумбурно, но именно такие эмоции. Может к психу? Ответить с цитированием
22 февраля, 2012 в 11:45
киса,такое состояние переживал почти каждый, кто попадал в ДТП. Тут главное - пересилить себя и ездить, иначе на всю жизнь рискуешь остаться чайником, шарахающимся от всех и вся. Попробуй алгоритм для начинающих - сначала поездить ранним утром, когда машин почти нет. Почувствуй дорогу, габариты. Потом постепенно выезжай всё позже, пока обычный ритм трафика не станет привычным. Главное - ни в коем случае не шарахайся ни от кого, едущий рядом предполагает, что ты будешь держать траекторию движения, а не судорожно вилять по полосам. Еще помогает страховка КАСКО - под её прикрытием и ДТП не так страшно, как его малюют.
22 февраля, 2012 в 15:20
феликс Ответить
про КАСКО согласен на все 100%
22 февраля, 2012 в 11:52
главное - перебороть страх..чем дальше бояться -тем сложнее сесть за руль потом
23 февраля, 2012 в 18:24
не соглашусь, это для кого как. некоторым лучше подождать.
22 февраля, 2012 в 11:52
а я еще стал панически боятся девушек за рулем...вчера вез сестренку в гости остановился на Некрасова на светофоре в крайнем правом ряду,в центральном стоял ТЛК 100 и вот на желтеюще зеленый мы тронулись ТЛК на пол корпуса впереди я уже думаю поддать газку в этот момент ТЛК резко тормозит хорошо у меня тоже стоп сработал прям пред носом сантиметрах в 50 пролетает цефира с девушкой за рулем..
22 февраля, 2012 в 11:53
как ни крути логика мышления женщин и мужчин за рулем абсолютно разная если мужчина в определенный момент может среагировать как надо то на девушек надеятся гиблое дело...Пы.Сы. когда еду с подругой (она за рулем) у меня начинают потеть ладошки и охватывает тихий ужас когда она поворачивается и говорит и показывает мне какой она сделалла классный маникюр при этом она мне этот маникюр показывает ОБЕИМИ руками и повернувшись ко мне
22 февраля, 2012 в 15:14
Маруся Ответить
соглашусь, что есть опасные девушки...и я сама стараюсь объезжать авто с туфелькой на заднем стекле...или пропускать в случае поворотов) но не все ж такие
22 февраля, 2012 в 17:07
среди всего есть исключения,есть и ребята,бубны полные)))
22 февраля, 2012 в 21:51
ОлЁшка Ответить
все зависит не от пола, а от самого человека
23 февраля, 2012 в 19:39
Брат дяди Васи Ответить
Воот прямо мой случай. Только вместо цефиры с девушкой МАЗ трехосный Волат. Я притормозить не успел ... Машина в хлам. Вечером вроде успокоился отошел, а ночью проснулся от мысли : а что было бы если я ехал чуть чуть быстрей и ушел бы под МАЗ. Не спал до утра. Помогло выйти из ступора полный уход в работу, поддержка друзей, коллег и родных, а также необходимость сеть на авто по работе. Очень важно было разобрать по полочкам саму аварию и сделать выводы как максимально избежать подобных ситуаций. Как оказалось не зря. Ровно через месяц проезжая этот же перекресток точно так же закрыл обзор слева автобус и я почти машинально притормозил. Как оказалось не зря на этот раз пролетела красная тойота с девушкой:) Остановился за перекрестком, покурил, позвонил другу, съездил в церковь и доложил боженьке что урок усвоил и отпрактиковал.:) сейчас еду как и раньше но намного внимательней и спокойней. 5 минут форы или наказание за опоздание на работу не стоят твоей прекрасной, неповторимой и единственной жизни.
22 февраля, 2012 в 11:59
Вообще к каждому нужен свой подход: кто-то рисует свой страх, кто-то описывает его словами, кто-то составляет диалог с ним. Эти действия направлены на то, чтобы водитель посмотрел на него со стороны, отстранился от него, в таком положении острота чувств спадает. Человек вновь переживает эмоции, которые долгое время сдерживал, а затем его подводят к тому, что они не опасны, а наоборот, полезны. Пережив вновь запрятанные некогда обрубленные чувства, человек исчерпывает их, распахивает клетку. В итоге внутреннее напряжение исчезает, водитель ощущает прилив новых сил и готов снова сесть за руль, не опасаясь чувства паники.
22 февраля, 2012 в 12:00
карабин Ответить
очень сложно потом восстановить уверенность. Но тут только практика и еще раз практика.
22 февраля, 2012 в 21:26
ВодителЬ Ответить
Не бояться понять, что это всего случай, который нужно пережить. А то все думают-ну всё,больше не сяду,а потом как только в магазин,так и за руль бегом.Т.е. не по ситуации нужно ездить за рулем а постоянно, тогда и опыт будет и боязнь уйдет.!
24 февраля, 2012 в 14:20
Альбина Ответить
а я вот один раз неудачно припарковалась, так до сих пор въезжая во двор мужу звоню ))) стресса боюсь...
24 февраля, 2012 в 23:05
ВодителЬ Ответить
Мужа может и не быть,что тогда? Стоит попробовать самой, и всё получится!
28 февраля, 2012 в 23:07
женская проблема...
26 февраля, 2012 в 13:15
у меня 2 дня подряд ДТП, за рулём 4 года... не понимаю, что это может быть, может, машину осветить?
Заказать обратный звонок
Ваше имя *
Телефон *