На какие авто пересядут белорусы?

В 2012 году в Беларуси будет реализовано не более 12 тысяч новых автомобилей. За ближайшие три года белорусы пересядут на иномарки российской сборки. А «перегонщики» исчезнут как класс. Примерно такие прогнозы мы слышим с начала этого года. Ф-АВТО решило разобраться в обоснованности таких доводов и понять, на какие авто все же пересядут белорусы?



Утилизация – суть ясна, природа -  нет

Ф-АВТО, как социально направленную Компанию, не может не беспокоить информация, которая буквально «проглатывает» страницы печати и интернета. Речь идет об инициативе главы правительства России о введении утилизационного сбора. По сообщениям СМИ, она поддержана руководителями государств-участников Таможенного союза, в том числе нашим президентом.

Планируется, что с 1 августа при ввозе иномарки на территорию Таможенного союза (то есть и на территорию Беларуси) владельцу авто придется заплатить утилизационный сбор. Каким он будет, пока неизвестно. Но, как говорят в России, это от 800 до 20 тысяч долларов — в зависимости от возраста и мощности автомобиля. Эти средства пойдут в бюджет страны, в которую ввезено авто и где оно будет впоследствии утилизироваться.

Из этой общеизвестной и общедоступной информации более менее вырисовываются  предполагаемые ставки, сроки введения и сама суть сбора. Но по сей день непонятно, что он будет означать по своей природе. Потребуется ли вносить изменения в законодательство, регулирующее бюджетные правоотношения, каким образом деньги будут собираться в фонд, каким образом они будут накапливаться, распределяться в пользу предприятий, занимающихся утилизацией? И даже  прогнозируемые  сроки введения и ставки  можно поставить под сомнение.

Так, зампредседателя РОО "БНПА" Сергей Варивода в недавнем интервью для портала TUT.BY рассказал, что согласно первичной информации, Россия ратифицирует соглашение о присоединении к ВТО не позднее конца июля 2012 года. На ратификацию соглашения отводится 220 дней. Но так как оно было  подписано на уровне министров  16 декабря 2011 года, то  предположительно в эти же сроки можно было ожидать введения утилизационного сбора как компенсационных мер в связи с предполагаемым снижением таможенных пошлин на ввозимые автомобили. В последнее время появились сообщения, что сделать это проблематично ранее 1 января 2013 года. И этому есть логичное объяснение, ведь только  после внесения изменений в законодательный акт эти вопросы можно будет урегулировать на уровне правительства. А  как этот вопрос будет отражен в законодательстве Беларуси – вообще непонятно.
Удивляет так же диссонанс между реальной стоимостью утилизации машины, озвученной в студии TUT.BY замдиректора по экономике завода "Вторчермет", - 50 долларов за один автомобиль и предложением России – до 20 тыс. долларов в зависимости от страны доставки машины и объема ее двигателя. Ведь, согласитесь,  разница на лицо. Утилизационный сбор, существующий во многих странах, составляет 50-100 долларов, а названные цифры просто запредельные. Конечно, в этом можно просмотреть «экологические инициативы», но  в таком случае они должны быть комплексными, а не выборочными. Может быть, тогда общество отнеслось бы к этому с пониманием.

Вывод: утилизационный сбор будет введен. Но неизвестен размер и сроки введения ставок утилизационного сбора. Не исключаю, что они будут различные в Беларуси, Казахстане и России.



«Перегонщик» -  профессия прошлого?
«Перегонщикам» как классу прогнозировали смерть уже после повышения таможенных пошлин для физлиц с 1 июля 2011 года. Но они оказались на редкость «живучими».  Некоторые, конечно, сдались, но некоторые до сих пор продолжают неравную борьбу. О настроении самих перегонщиков  в преддверии новой глобальной  даты для белорусского автомобильного рынка  Ф-АВТО решило узнать из первых уст:

 - Если честно я не вижу ниши для мелкого частного бизнеса по торговле автомобилями в 2012 году, - делится  с нами один из местных продавцов «железа б/у». – Думаю, пришло время белорусскому рынку перейти на более цивилизованный уровень, как во всех соседних странах, где основной объем продаж идет через официальных дилеров. Конечно, для представителей моей профессии – такой исход не очень благоприятный, но что ж поделать … Утилизационный сбор – последняя капля, которая полностью перераспределит рынок в пользу дилеров.

И даже несмотря на то, что не позднее середины августа Россия должна ратифицировать документы по вступлению в ВТО, а потом в течение 30 дней присоединиться к этой организации, что приведет к  снижению  пошлин на ввоз автомобилей в Россию  (и в страны Таможенного союза) на 1/6, не утешает.  Такое незначительное снижение  цен на автомобили, не сможет  серьезно изменить  баланс в пользу физлиц. На возрождение надежды слабые.  Некоторые «перегонщики» уже пробуют налаживать деловые связи в России, чтобы в перспективе поставлять новые автомобили для белорусского рынка.


Меняем направление: за иномаркой в Россию
Если барьер в виде утилизационного сбора, который существенно сократит  импорт б/у иномарок из Европы, все-таки будет введен, то невольно возникает вопрос: как удовлетворить существующий спрос на автомобильном рынке? Многие эксперты прогнозируют резкий  разворот на 180 градусов в сторону России. И именно в этих прогнозах звучит  цифра  - 12 тысяч новых автомобилей, которые будут реализованы в Беларуси.

Конечно, говорить о том, что российские национальные марки автомобилей будут пользоваться в Беларуси  большим спросом, пока не приходится. А вот  факт того, что единственным относительно дешевым источником новых иномарок для белорусских граждан станет  Россия, где всемирно известные бренды уже не первый год развивают свои сборочные предприятия, действительно может стать реальностью.  В России собирают немецкие Volkswagen, BMW, Ford и Opel, французские Renault, Peugeot и Citroen, японские Nissan, Toyota, Mitsubishi, а также Skoda, KIA, Chevrolet и прочие марки.  По идее, такие авто для белорусов должны быть дешевле, так как на собранные в России машины пошлину платить не надо. Вот только большинство моделей у нас пока не продается. Сейчас практически все автомобили, которые продаются белорусскими дилерами, европейского производства. Разбежка в ценах (по сравнению с российскими) -  в среднем 16-18%.  Причина -  отмена льгот по НДС на автомобили для юридических лиц. Белорусским покупателям предлагают разве что те иномарки западных производителей, которые собираются исключительно в России. Например, «Фольксваген Поло» седан, который производят не в Германии, а в Калуге.
Но стоит отметить, что некоторые автодилеры уже  осваивают иномарки российской сборки. В частности, белорусский дилер Ford планирует летом получить автомобили из России, которые для покупателей будут на 5% дешевле. Однако массовый  переход на иномарки российской сборки вряд ли произойдет.

Во-первых, в России собирают ограниченное число моделей автомобилей мировых производителей. Во-вторых, белорусских импортеров и дилеров устраивает существующая схема поставок. К тому же отмена льгот по НДС для юрлиц стимулирует автомобильный рынок к развитию схемы трейд-ин (покупка подержанного автомобиля клиента в зачет новой иномарки). Дело в том, что государство сохранило льготу по НДС для юрлиц на автомобили, приобретенные у физических лиц. Сейчас автодилеры разрабатывают предложения, и в следующем полугодии эта модель продаж должна получить широкое распространение в Беларуси.

В планах развития автомобильной промышленности России - доведение количества автомобилей до европейских стандартов – 400 машин на тысячу населения. Цель – обновление парка, что требует определенных производственных мощностей. Будет ли там место желаниям белорусов обновить автомобиль – вопрос риторический.

А может, отдать предпочтение  отечественной сборке?
Совсем скоро  иномарки будут собирать и в Беларуси. Совместное с Китаем предприятие "БелДжи" в Борисове будет выпускать машины марки Geely. Самая крупная частная автомобильная корпорация в Китае производит и продает такую продукцию в 40 странах мира. На заводе в Борисове будут собирать четыре модели с двигателем стандарта Евро-4. Первой станет SC7. В России ее продают чуть больше чем за $12 тысяч, но в Беларуси, говорят представители компании, она будет стоить дешевле. Второй будет новенький внедорожник, премьера которого прошла в апреле. Две следующие модели – недавно разработанные седан и хэтчбек.

Что касается количества выпускаемой продукции, то с точки зрения рентабельности, выгоднее всего производство мощностью от 60 до 120 тысяч машин в год. Компания "БелДжи" надеется выйти на такой объём к 2015 году. Китайская сторона намерена вложить в проект $250 млн. Производство обещают начать уже этой осенью,  треть комплектующих при этом  будет местными, белорусскими.

Подводим итоги: на какие авто все же пересядут белорусы?
Финансовый кризис вынудил многих белорусов пересмотреть структуру и размер своих расходов. Что-то отошло на задний план, а что-то неизменно висит в начале списка. Как показывает практика, переводить автомобиль из средства передвижения в  предмет роскоши белорусы не торопятся. И хоть доходы некоторых снизились довольно сильно, даже  в таких условиях отказаться от автомобиля готовы единицы.
Поэтому анализируя все выше написанное можно сделать вывод, что скорее всего белорус все же не изменит своей  любимой марке, а просто  выберет более бюджетный  ее вариант. Вряд ли он  так легко доверится  и пересядет на бюджетные узбекские, российские, китайские или украинские иномарки.   Хотя… кто знает? Завтрашний день покажет…


Проголосовать
Голосов: 11
12 комментариев
4 июня, 2012 в 09:54
Маруся Ответить
Что и говорить, все идет к тому, что автопарк медленно будет скатываться к китайским и корейским авто местной или соседской сборки
5 июня, 2012 в 13:56
Ферджи Ответить
ну будет бывший бмв-ист ездить на китае и корее
4 июня, 2012 в 14:11
Графоман Ответить
приверженность вещь серьезная..могут во всем отказывать - но на нормальных авто ездить
4 июня, 2012 в 15:45
Дмитрий Ответить
Будем ездить на: ваз х5, волга октавиа, заз фокус)))
4 июня, 2012 в 15:55
Сильвер Ответить
ни дай Бог!!
4 июня, 2012 в 18:58
ВодителЬ Ответить
А пересядут ли вообще??? с нашей то экономикой.
5 июня, 2012 в 10:23
карабин Ответить
вот именно, могут и не пересесть - денег нет,
5 июня, 2012 в 21:54
ВодителЬ Ответить
деньги есть,но никто не знает,что будет завтра и тратить их не желают.
5 июня, 2012 в 10:24
а меня порадовала реклама Тойоты Прада на тут бае)) ну просто столько плюсов - и всего-то за разумные деньги)) наверное, теперь очереди за ними
6 июня, 2012 в 11:46
да уж.. почитал и понял, что китай - наше будущее)) можно уже на очередь в Борисове становиться))
8 июня, 2012 в 16:37
лучше на автобусе,троллейбусе буду ездить,но на русско-китайское дерьмо не пересяду.
9 июня, 2012 в 15:43
сасуня Ответить
и я - ни за что!
Заказать обратный звонок
Ваше имя *
Телефон *