Дорога - это зона повышенного риска, ночная дорога – максимальная отметка на этой плоскости. Истина хоть и математическая, но довольна простая и логичная. Однако, несмотря на это, любители ночных автопрогулок продолжают бороздить ночные просторы и всеми правдами и неправдами справляться с коварством ночи.
Ответить на вопрос - почему управлять автомобилем в ночное время суток в разы тяжелее? - сможет, пожалуй, любой автолюбитель. Во-первых, во время вождения девяносто пять процентов информации водитель получает при помощи зрения. Острота зрения, восприятия цвета, периферийное зрение - всё это притупляется в ночной темноте, а обстановка на трассе или городской улице в условиях плохой видимости меняется крайне быстро. Так внезапно появившаяся тень перед автомобилем может запросто оказаться пешеходом либо другой машиной. Ну, а помимо этого ситуацию усугубляют и физиологические свойства нашего организма - к ночи понемногу активизируются процессы торможения, наступает усталость после дневных нагрузок, ослабевает бдительность и скорость реакции.
Согласитесь, все мы это знаем и понимаем. Однако в жизни бывают такие ситуации, когда не ехать - просто не представляется возможность. И ночь в таких ситуациях явно не помеха. Поэтому сегодня Ф-АВТО предлагает поговорить о том, как правильно вести себя на ночной дороге и какими правилами при этом руководствоваться. Возможно, кому-то они покажутся слишком банальными, но поверьте, что иногда от аварии спасает именно такие простые истины.
Правило №1. Чистота – залог здоровья и безопасности, поэтому всегда держите автомобиль готовым к ночным приключениям. Не забывайте почаще мыть ветровое стекло с обеих сторон до кристальной чистоты, фары, задние фонари, окна. Незаметные днем маслянистые разводы и легкий грязный налёт могут превратиться в настоящую грязевую пелену ночью.
Правило №2. Включайте ближний свет фар в темное время суток. Габаритные огни не дают должного результата. Любой, кто едет в сумерках без освещения, опасен для себя и для других. Лучше включить ближний свет на час раньше захода солнца, чем на минуту позже. Это не поможет лучше видеть, но сделает ваш автомобиль более заметным для окружающих водителей.
Правило №3. Помните о цветовых и габаритных «миражах». В лучах фар цвета почти не различаются, а размеры объектов не так точны, как днем. Так, например, ночью красный свет кажется дальше, а автомобили темных цветов и пешеходы в темной одежде сливаются с окружающей темнотой. Дорога со светлой поверхностью улучшает, а с темной - ухудшает видимость ночью. Лучшая видимость – на неосвещенных дорогах с бетонным покрытием, затем с гравийным, обработанным битумом, затем с гравийным покрытием без обработки, а худшая видимость – на дорогах с асфальтобетонным покрытием.
Правило №4. Фары должны быть правильно настроены для ночного вождения. У полностью нагруженной машины может быть неверное направление света фар, когда лучи задираются кверху, поэтому перед поездками с полной или неравномерной загрузкой следует их отрегулировать. Неправильно настроенные фары будут слепить водителей во встречных автомобилях. И помните, что движущаяся навстречу одиночная фара может быть чем угодно: и нормальным мотоциклистом, и ненормальным автомобилистом.
Правило №5. Обязательно выключайте дальний свет, если вы увидели встречный автомобиль или догоняете попутный. Лучше это сделать заранее - за метров 200-300. Если встречный автомобиль едет с включённым дальним светом, старайтесь на него не смотреть, чтобы избежать ослепления. Смотрите на правую часть дороги. Наказание такого «хама» «взаимным дальним» может стоит Вам жизни.
Правило №6. Если Вы двигаетесь по внутренней стороне поворота, ваша обязанность - переключить дальний свет раньше водителя встречной машины. Широкий сноп света для вас выгоднее, поскольку он освещает пространство внутри поворота, а ослепление водителя, едущего по внутренней стороне поворота, невозможно.
Правило №7. Перед подъёмом помните, что встречный автомобиль на гребне холма обязательно ослепит Вас даже с ближним светом фар. Учитывайте этот факт также при спуске, когда вы аналогичным образом слепите водителей, поднимающихся в гору.
Правило №8. В ночное время умерьте свой скоростной аппетит и соблюдайте увеличенную дистанцию. В темное время суток сложнее судить и о скорости другого транспортного средства. Неприятностей проще всего избежать, если перед разъездом перенести ногу с акселератора на педаль тормоза. Таким образом, у вас будет дополнительное время на реакцию торможения в случае необходимости. Старайтесь не идти на обгон, а если без этого не обойтись - будьте особо внимательны и осторожны.
Правило №9. Старайтесь не курить во время ночного вождения. Сигаретный дым, никотин и окись углерода создают дополнительные нагрузки на глаза.
Правило №10. Если вы чувствуете усталость, без промедления остановите автомобиль. Даже 15 минут сна спасают от беды, а 45 или 90 минут - восстанавливают силы на несколько часов. Если заснуть не можете - расслабьтесь в полудреме. Побороть усталость помогут и физические упражнения. Самая убаюкивающая дорога – монотонное движение на скоростных трассах, а самое «сонное» время начинается в 2-3 часа ночи и продолжается до восхода солнца.
Единственное достоинство путешествия ночью – относительно малое количество машин. Но эта «дневная мечта» не должна расслаблять вас за рулем. Внимательно смотрите ночью в четыре глаза и не пренебрегайте на первый взгляд простыми правилами ночной езды!