РУЛЬ – СИМВОЛ ВЛАСТИ?
Никогда не считала себя знатоком психологии, особенно мужской, но размышления об отношении наших белорусских мужчин к женщинам за рулем все-таки натолкнули меня на мысль написать данную статью. А недавняя ситуация, развернувшаяся прямо на моих глазах, завершила логическую цепочку накопившихся умозаключений. Ситуация житейская, ситуация распространенная, ситуация наболевшая…
Дважды молодая мамочка, прописанная в семейном кодексе как домохозяйка, вот уже третий год «сидит дома». «Сидит», конечно, определение не совсем подходящее, ну, да ладно - не будем ломать уже давно закоренелые семейные нормы! Так вот. Сидит она значит с двумя малолетними детьми, один из которых нуждается в постоянном медицинском наблюдении. И все бы ничего, ведь машина в семье есть – сел и поехал! – если бы не одно «но». Автомобиль находится в полной и безоговорочной собственности главы семейства, который до работы завести их не успевает, в обед – не может так долго сидеть в очередях, а вечером – шеф, как на зло, заваливает работой по горло! Выход для мамаши один – брать двоих отпрысков под мышки и тащить их до ближайшего остановочного пункта общественного транспорта, а после нескольких вынужденных пересадок спешить к назначенному времени, закрывая глаза на сопли и всхлипы недовольной «ноши».
И вот женщина принимает решение получить права и либо купить еще один автомобиль либо одалживать уже имеющийся у своего законного мужа по мере необходимости. Но такое на первый взгляд логичное решение как оказалось, совсем не является таковым для всех. Муж в довольно категоричной форме высказал свое недовольство – сидеть с детьми во время твоих занятий в автошколе я не буду! Да и детей я тебе не доверю! – и предложил другое решение проблемы – такси. Но тут сразу хочется сделать маленькое уточнение: стиль вождения у семейного водителя мягко сказать агрессивный, а раскошелить его на такси не так просто. Поэтому предложенное решение вряд ли поможет изменить хоть что-то в сложившейся ситуации. Крутись, мамаша, как и прежде!
Невольно вспомнилось мое детство. В свое время мой отец точно так же отстаивал свое право быть единоличным владельцем семейной Лады: дав попробовать маме посидеть за рулем буквально пару минут, еще год упрекал ее в полном непонимании автомобильного « что к чему». А ведь именно тогда в 90-ые годы, когда автомобили стали доступнее, а дела неотложнее, в независимой Беларуси появился новый тип водителя – на каблуках, с макияжем и …пристегнутый.
Сейчас в Беларуси каждый третий водитель - женщина. На занятиях в автошколах - “цветник”, причем абсолютно из разных «цветов» - по возрасту, социальному статусу, семейному положению. Основной же мотив, которым руководствуются женщины, покупая книжечку с ПДД - стремление обрести самостоятельность. Конечно, никто из них при этом не против если вдруг появится кто-то, кто захочет их везде возить. Но ситуации в жизни бывают разные, и пример, приведенный в начале, прямое тому доказательство.
Кстати, обучать девушек вождению куда проще. Валерий, инструктор с многолетним стажем, уверен в этом на все 100%. «Женщине сказал так – женщина сделала так, а мужчина все равно сделает по своему – он ведь уже сидел за рулем!» К тому же всем женщинам без исключения помогает женский гормон эстроген. Эти гормоны являются модуляторами деятельности коры головного мозга, и лобной доли - в частности. Кора передних долей полушарий мозга отвечает за функции внимания и обучения, кроме того, здесь находятся центры регуляции настроения и поведенческой деятельности. Проведенные тесты показывают, что благодаря этому гормону женщинам легче выучить правила и переключать внимание.
Но вопрос все равно остается открытым: почему часть мужчин против того, чтобы их жены умели управлять автомобилем? Ведь все, что они могут противопоставить общепризнанным фактам о том, что женщины практически никогда не садятся за руль пьяными, что они более ответственные водители, что они реже нарушают правила и ведут себя на дорогах более вежливо, чем мужчины, это всего-навсего типичные анекдоты о тупых блондинках за рулём и аварийных ситуациях на дорогах, создаваемых этой категорией женщин-водителей.
Обратимся к статистике. В 2011 году в 5 866 ДТП погибли 1189 человек и 6 294 получили травмы и увечья. И внимание!!! По вине водителей-женщин произошло только 482 ДТП, в которых 55 человек получили смертельные травмы и 617 ранения. И не надо говорить про количественное соотношение на дорогах водителей-мужчин и водителей-женщин! Этот факт уже явно неактуален – на дворе все-таки 21 век.
Рискну предположить, что управление машиной для определённой категории мужчин - символ власти. И вот с этой самой властью, пусть даже и вопреки всякой логике, они и не хотят расставаться. Только не подумайте, что я таким образом выгораживаю женскую водительскую касту и пропагандирую их святость. Совсем нет. Есть и у них слабые места: именно женщины-водители чаще всего совершают наезды на пешеходов, и именно они ровно 76 раз за 2011 год демонстрировали способность автомобиля опрокидываться! А самое забавное, что женщины-водители даже на дорогах не изменяют своей прирожденной способности окрашивать все в определнные цвета. Так если телефон обязательно белый, а туфли красные, то автомобиль (аварийный!) лучше всего синий или серый. В крайнем случае черный или зеленый.
Но как бы там ни было, женщина за рулем вовсе не диагноз и не зло, которого нужно остерегаться. Да, им присущи вечные проблемы с парковкой, «топографический кретинизм», и другие «специфические» нюансы, но… на то они и женщины.
P.S.: Саудовская Аравия - единственная страна в мире, где женщинам запрещено водить машину. Ослушавшихся ждут жестокие наказания вроде ударов плетью. Вопрос «почему» волновал весь мир очень долгое время. И наконец-то местные ученые, проведя длительные исследования, предоставили "научное" объяснение запрету. Оказывается, послабление подобных правил неизбежно приведет к Армагеддону местного масштаба - через 10 лет в Саудовской Аравии просто "не останется девственниц". По их мнению, после исчезновения девственниц страну захлестнут "проституция, порнография, гомосексуализм и волна разводов". В качестве вызывающего примера "морального упадка" приведены другие мусульманские страны, где женщинам разрешается водить автомобиль. Один из ученых даже не побоялся провести испытания на месте. Выехал в одно из арабских государств (какое именно - не уточняется). Там он зашел в кафе и с ужасом заметил: "женщины смотрели на меня". "А одна из них сделала такой жест, что дала ясно понять - она доступна. Вот что происходит, когда женщин пускают за руль", - подытожил он свои неутешительные наблюдения.
Что ж, теперь хоть стало понятно, откуда многие наши проблемы. Однако… Вам не смешно?