Жара, спешка, нервы – неизменные атрибуты летней пробки. А в самом эпицентре машинного столпотворения очередной бедолага, у которого из-под капота валит пар. Из медленно проезжающих автомобилей его поочередно награждают то сочувственными, то презрительными взглядами, а он тихо жалеет, что привычка «ехать до характерного треска» дала о себе знать «характерным бульканием».
Рассекая на своем автомобиле, мы зачастую обращаем внимание только на то, с какой скоростью мчит наш «железный конь». Однако на панели приборов помимо спидометра есть масса других не менее важных стрелочек и лампочек. И первым признаком перегрева двигателя является уход стрелки индикатора температуры охлаждающей жидкости в красную зону. Коварство перегрева в том, что, как правило, последствия сказываются далеко не сразу, но сказываются всегда. И если не принять срочных мер, то серьезные отказы, а то и вовсе выход двигателя из строя будут неизбежны. Так как не стать свидетелем плачевного финала? Ф-АВТО предлагает проследить весь «жизненный цикл» летней напасти автолюбителей, чтобы знать, как ей противостоять.
Причинно-следственные отношения всегда были, есть и будут самыми прочными и постоянными. Ничего в этом мире не происходит просто так, и всему есть объяснение. Так и в нашем случае. Перегрев двигателя – это не случайность, а следствие. К самым распространенным причинам «зашкаливания» можно отнести следующее: низкий уровень антифриза, порванный или проскальзывающий ремень на водяном насосе, плохая теплоотдача двигателя из-за отложений на стенках двигателя, малая эффективность воздушного охлаждения радиатора, неправильная регулировка системы зажигания или впрыска, прогар выпускного клапана, неисправный термостат, помпа, вентилятор, датчик температуры двигателя и даже крышка на расширительном бачке. Как видите, причин не мало. И любой пункт из вышеперечисленного может превратить вас в бедолагу с дымящимся капотом.
Самая типичная ситуация, в которой перегрев получает стимул к проявлению, - это ненавистные «пробки» или работа двигателя на холостых оборотах. А самое типичное поведение водителей при этом – ожидание пока стрелка указателя температуры пресечет тонкую грань красной зоны. Немного нервничая и изредка поглядывая на траекторию передвижения указателя, каждый второй продолжает «кипятить» двигатель. Как правило, именно это непонятное «ожидание» приводит к плачевным последствиям и накаляет движимое имущество до предела. Двигатель начинает дергаться, теряет мощность, и дальше в зависимости от степени «ожидания», каждый «кочегар» получает свое. У кого-то дело может закончиться, например, выходом из строя сальников клапанов, и последствия перегрева можно будет тем или иным образом исправить в рамках среднего ремонта. Но в результате перегрева могут образоваться и более серьезные разрушения, как, например, деформация головки блока или образования в нем трещин.
Так что же делать, если двигатель закипает?
Для начала нужно установить причину возникновения перегрева и сопоставить ее с условиями движения. Так, если перегрев вызван отказом в работе вентилятора, забитым грязью радиатором, воздушными пробками или даже недостаточным количеством антифриза в системе, температура будет расти, когда автомобиль стоит на месте или движется с малой скоростью. Решение – разогнаться как следует, чтобы обеспечить достаточный обдув радиатора и моторного отсека. Именно скорость поможет вам существенно сбить температуру.
Если же причина перегрева кроется в заклинившем в закрытом положении термостате, неработающем водяном насосе или отсутствии антифриза в системе охлаждения, то так просто с проблемой уже не справится. Ситуация близка к экстренной, а значит и меры должны быть примерно такими же. И здесь, скорее всего, придется прибегнуть к экстренной остановке двигателя.
Единственный вариант «спастись» в этом случае – немедленно остановиться, а для лучшего охлаждения моторного отсека открыть капот. А вот устраивать «холодный душ» для двигателя – вовсе необязательно, куда эффективнее попытаться охладить радиатор. При этом напрочь забудьте про попытки открыть крышку радиатора или расширительного бачка – они как правило заканчиваются нешуточными ожогами, а заодно лишают двигатель антифриза. Ну, а дальше действуем по ситуации. Корректируем причину и принимаем меры.
Если это банальный недостаток антифриза, то просто пополняем его уровень. Если же, например, пробита прокладка ГБЦ или сама головка либо нарушена герметичность системы охлаждения, которую невозможно восстановить в полевых условиях, то лучше вызвать эвакуатор. Бесспорно, доливая воду, отслеживая температурный режим и переведя двигатель в щадящий режим работы, можно протянуть километров 100 или даже 200 если повезет, но ведь согласитесь – это просто издевательство и пытка для автомобиля! Ну, а если уже в закрытом положении заклинил термостат, то тут и вовсе без вариантов - продолжать движение будет практически невозможно.
Бесспорно, у одних марок автомобилей моторы более «нежные» и «горячие», а у других менее. Но как бы там ни было, перегрев двигателя сам по себе не возникает, и это всего лишь следствие невнимательного отношения к автомобилю и халатности водителей. Правильная регулировка, своевременная подтяжка ремня привода помпы и вентилятора, если они есть, конечно, использование качественных бензинов, не детонирующих даже в самых сложных условиях, — это азбука эксплуатации. Ну и, конечно, не стоит забывать про чистоту. Слой грязи на радиаторе, внешних и внутренних поверхностях мотора изрядно мешает его работе. И помните: перегрев никогда не бывает случайным и никогда не остается без последствий. Поэтому если вы обнаружили тенденцию к перегреву двигателя вашего авто, немедленно прекращайте эксплуатацию до выяснения причин.