В МИНСКЕ ПОЯВИТСЯ ПЕШЕХОДНАЯ УЛИЦА ВЫХОДНОГО ДНЯ
Пешеходные зоны, обычно создаваемые на основе исторических центральных улиц, имеются практически во всех городах Европы, и даже Россия, которая славится своей неповторимостью, эту традицию поддержала. Какая самая известная улица России? Правильно, Арбат – пешеходный, расположенный в центре Москвы и давно ставший одной из её главных достопримечательностей. Однако помимо Москвы в России есть ещё с десяток городов, имеющих пешеходные зоны – улица Баумана в Казани, улица Вайнера в Екатеринбурге, улица Кирова в Челябинске… Беларусь же не особо спешит отдавать свои знаменитые «хорошие» дороги во власть пеших участников дорожного движения.
Хотя пешеходные улицы в белорусских городах все же есть. В Бресте и Гродно это, так уж совпало, улица Советская, в Витебске - улица Суворова, в Могилеве - улица Ленинская. Улицы, как и положено, пролегают в исторических частях городов, как и принято, выложены плиткой и, самое главное, целиком закрыты для транспорта. Жители этих городов, впрочем, как и туристы, в целом о пешеходных улицах отзываются позитивно. А чем плохо? Принимающей стороне не нужно ломать голову над местом прогулки, а гостям такой «выгул» и удобен, и необычен.
Минск же такой моде упорно сопротивляется и вот уже какой год остается одним из немногих крупных городов, где до сих пор нет пешеходной улицы. Автомобили так прочно вкоренились в жизнь минчан, что даже в переулке-закаулке от них не спрятаться. Там машины, здесь машины – того и гляди, скоро по тротуарам начнут колесить! Но уже этой весной мэрия планирует создать в белорусской столице хотя бы один безавтомобильный закуток. Пусть временный, пусть непостоянный, главное - чтобы был…
Пешеходным раем решили сделать всем известную улицу в центре Минска - улицу Карла Маркса, или, как называют ее некоторые принципиальные жители, Подгорную. И суждено ей перевоплотиться уже в мае. Такую задачу поставил председатель Мингорисполкома Николай Ладутько на оперативном совещании в мэрии. "По субботам-воскресеньям улица Карла Маркса должна стать пешеходной, начиная примерно с 9 мая", - сказал Ладутько. Он уточнил, что такая схема организации движения должна быть сезонной и работать в мае-августе.
Ладутько поручил соответствующим службам горисполкома совместно с ГАИ отработать схему организации пешеходного движения по улице Карла Маркса и заранее проинформировать о нововведении субъекты хозяйствования и население. Хотя ни для первых, ни для вторых это собственно не новость.
Разговоры о том, что улица Карла Маркса станет пешеходной, ведутся давно. Впервые такое решение было принято и озвучено еще в 2008 году. Еще тогда планировалось, что первые этажи на улице будут отданы под торговые, развлекательные и сервисные учреждения, а сама дорога под ноги пешеходов. Но после другого принятого решения Мингорисполкома (к слову логично вытекающего из первого) об отселении части жильцов некоторых домов начались массовые протесты. Жалобы, письма-обращения, защитные статьи в СМИ… Результат – по узкой улице продолжали ездить машины, а пешеходы продолжали топтать тротуары.
В конце прошлого года мэр определил 2013 год как крайний срок для реализации проекта: "К концу 2013 года, перед чемпионатом мира по хоккею, улицы Карла Маркса и Комсомольская в Минске должны стать пешеходными". В этой связи мэр Минска поручил проработать варианты реализации проекта с владельцами административных и жилых помещений. «Это должно быть мягким, но решительным вариантом", - обратился председатель Мингорисполкома к руководству администраций районов города.
Сказано – сделано. Компромисс найден - предоставить улице Карла Маркса статус пешеходной только по выходным и только на сезон. Ну а в рабочие дни – снова тесно припаркованные автомобили вдоль узкой дороги, снова пешеходы, перепрыгивающие слева направо к очередному объекту с заманчивой вывеской, снова не всегда простой разъезд со встречным автомобилем. В общем, все как всегда.
Каков будет результат с такого рода «переодевания» выходного дня на минской улице Карла Маркса и как ее будут делить автомобилисты, пешеходы и местные жители в дальнейшем, пока можно только гадать. Но как бы там ни было, согласитесь, что до настоящей пешеходной улицы выбранному объекту еще далековато – ведь посвятить прогулке по улице Карла Маркса весь день вряд ли кому-то захочется. И пара новых кафешек эту проблему не решит...
P.S.: пешеходной планируют сделать и улицу Революционную, схема – также смутна и непонятна. Переселения, застройка, временно, постоянно… А нужно ли?