Сегодня Ф-Авто предлагает поговорить про пресловутые белорусские дороги, которыми не устают восторгаться приезжие. Приезжие эти, правда, из соседнего зарубежья – родины знаменитой фразы про «дураков и дороги». По их меркам наши дороги если не хорошие, то нормальные точно. Только вот что значит «нормальные»? Во всем мире под этим выражением понимаются дороги, которые являются, во-первых, безопасными, а, во-вторых, не наносящими вред благосостоянию водителей. Вот и получается, что проблема «дураков и дорог» у нас тоже есть, только немного видоизмененная. Это не просто дураки и дороги, а дураки, которые эти дороги строят.
В высокой аварийности на дорогах страны мы привыкли обвинять лихачей, которые сами несутся навстречу смерти, блатных, которым плевать на ПДД, пьяных за рулем… И их действительно стоит в этом обвинять, ругать и наказывать. Однако вот парадокс! У нас одно из самых дорогостоящих в Европе дорожное строительство, и у нас же одни из самых небезопасных дорог в мире. Почему же так получается?
Ну, для начала стоит вспомнить, как устроено дорожное движение там, где цифры по дорожно-транспортному травматизму не округлены до предела. Так, на Западе зоны автомобильного и пешеходного движения стараются разграничивать: есть города, в которых нет ни тротуаров, ни обочин, предназначенных для движения пешеходов. У нас же единственным атрибутом безопасности пешеходов выступает светоотражающий «щит», именуемый в народе фликером. Не говоря уже о том, что пешеходные переходы у нас в большинстве случаев пересекают проезжую часть.
То есть из-за самой организации дорог постоянно создается конфликтная ситуация водитель-пешеход. Хотя стоит отдать должное, что разрешать такой конфликт все же пытаются. Только вот опять-таки не в пользу автолюбителей. Речь идет о всеми любимых лежачих полицейский, по количеству которых Беларусь, наверное, скоро выбьется в бесспорные лидеры. Это идеальный пример того, как борьба за безопасность - первый атрибут нормальных дорог, становится причиной полного игнорирования второго их атрибута. Ведь неплановый ремонт подвески вряд ли может пройти мимо кошелька водителя.
Теперь дальше. Что касается содержания дорог. Сами требования по безопасному содержанию дорог у нас в стране сегодня даже ниже, чем были в советские времена. И это с учетом того, что тогда и автомобили были другими, и технологии иные, и количество транспорта во много крат меньше, чем сейчас. Сюда же можно отнести и последствия пренебрежения нормами дорожного строительства в погоне за «халявой». Ведь ни для кого не секрет, как дорожники умело пользуются своими привилегиями: там не досыпал сантиметр песка, тут не доложил сантиметр асфальта, а там глядишь и машину можно будет поменять. А потом на новой машине материться на очередной ямочный ремонт (к тому же до безумия безобразно «слатанный»!) где-нибудь вблизи дома. Или на непонятные уклоны, недопустимые радиусы поворота и т. д.
Каждый день нам трезвонят про то, что небывалыми темпами растет столичный автопарк, что необходимы крупные суммы на строительство новых и ремонт старых автотрасс и, наконец, что все это негативно сказывается на безопасности дорожного движения. Только вот делать с эти никто ничего не спешит. Практика привлечения дорожников к ответственности у нас, к сожалению, до сих пор не развита, хотя именно плохое содержание и проектирование дорог нередко является причиной ДТП со смертельным исходом.
Думаю, каждый из столичных водителей навскидку может назвать несколько улиц, светофоров, лежачих полицейских, которые делают и без того небезопасные дороги еще опасней, места, где неправильно организованное дорожное движение ежедневно приводит к возникновению аварийных ситуаций. Один из таких примеров – съезд с МКАД по внешнему кольцу на ул. Громова. Полоса торможения там явно сделана не по стандарту, т.к. машины попросту на неё не вмещаются. В итоге часто приходится наблюдать ситуацию, когда вроде бы и полоса торможения есть, но в то же время и первая полоса занята частично той же самой машиной, которая собирается съехать. Или светофорное оборудование, установленное на перекрестке ул. Калиновского – Седых - Кедышко. Кроме того, что в солнечный день распознать, какая из секций горит, практически невозможно, еще и ломается весьма часто. В утреннее и вечернее время это приводит к серьезному затруднению движения через перекресток и к массовому возникновению аварийных ситуаций.
Поэтому, что касается содержания дорог, проблемы есть и в России, и у нас, и они не ограничиваются ямами на проезжей части. А основное отличие в том, что в России эти проблемы явные, а у нас умело замаскированные. И еще неизвестно, что для безопасности дорожного движения лучше…