ПОЖИЛЫЕ ВОДИТЕЛИ, или ВОЗРАСТ НЕ ПОМЕХА!
Представьте такую ситуацию. Едите вы значит по кольцевой, слушаете свою любимую музыку, правая нога заняла удобное положение на педали акселератора, а спидометр застыл на отметке 90. И тут вас обгоняет… ну, скажем шикарный Лексус (хватит уже грешить на БМВ-истов) за рулем которого вы видите не лысого дяденьку с печаткой на пол руля, не худенькую блондинку в огромных очках, а человека явно в преклонном возрасте. Неожиданно? Еще бы! Мы же привыкли, что их место на дороге – справа с краю! Конечно, возраст – это не противопоказание для вождения, но, согласитесь, все равно как-то «цепляет». Что это – просто удивление, возмущение или наоборот восхищение – мол, придет время, и я так буду? Как бы там ни было на дороге у водителя «в возрасте» всегда найдутся как «враги», так и «защитники».
Сегодня все чаще за рулем современного автомобиля можно встретить пожилого человека в возрасте старше 60. Рамки желающих водить машину очень расширились. С чем это связано? Думаю, с очевидным прогрессом всей жизни в целом. Ведь как для молодых, так и для пожилых автомобиль, как средство передвижения, расширяет коммуникационные возможности, даря независимость и свободу от прочих обстоятельств.
Именно поэтому многие не думают о возрасте, когда ими овладевает страсть к вождению автомобиля: какая разница 18 мне или 80? Но разница все-таки есть, и наиболее ярко она проявляются именно в молодом возрасте и тогда, когда вам уже за 50. Главный козырь последних – многолетний опыт. И никто не спорит – опыт – вещь великая, но, к сожалению, даже он не в состоянии компенсировать некоторые психофизиологические изменения организма.
Напрямую от возраста стиль вождения скорее всего не зависит, но вот косвенно влияет однозначно. И совсем не обязательно страдать каким-нибудь хроническим заболеванием, чтобы с возрастом последствия старения начали сказываться на навыках вождения. Ведь есть еще понятие неизбежности. Нет-нет! Это вовсе не значит, что после какого-то возрастного предела за руль уже садиться нельзя - многие ездят успешно до глубокой старости. Но при этом крайне важно учитывать свой возраст и приспособить к нему выработанный годами стиль вождении.
Поговорим вначале о преимуществах, скажем, 60-летнего водителя. Он уже имеет солидный опыт вождения, поэтому уверенно и достойно ведет себя на дороге, не пренебрегает правилами дорожного движения, обращает внимание на знаки, не будет рисковать своим здоровьем и вряд ли станет лихачить в экстремальных погодных условиях, таких как гололед, снегопад, туман. Результат - очень низкий процент попадания в аварийные ситуации на дорогах.
Теперь о недостатках. Главный и закономерный недостаток пожилого водителя – его здоровье. А точнее слабые места этого здоровья.
Во-первых, это дефицит зрения. А «глаз» на дороге много не бывает! Именно посредством органов зрения водитель получает 90% информации, необходимой для обеспечения безопасности движения. С возрастом же оно сдает сразу по нескольким позициям: острота — способность ясно видеть то, что у вас впереди, особенно ночью; периферийное зрение — способность видеть то, что происходит справа и слева, глядя прямо перед собой; адаптация — скорость, с которой ваши глаза приспосабливаются к изменениям в освещении, а также переключаются с ближнего зрения на дальнее и наоборот; глубина зрения — способность оценивать скорость движения других автомобилей. Количество света, необходимое водителю для управления, удваивается каждые 13 лет, то есть 60-летнему водителю требуется в 10 раз более высокий уровень освещенности, чем 19-летнему.
Во-вторых, это телесные изменения – мускулы у пожилых людей уже расслаблены, суставы малоподвижны. Таким водителям сложнее справляться с рулевым управлением и тормозами. Сюда же можно добавить ухудшение слуха, что также немаловажно на дороге.
В-третьих, замедленное восприятие информации. И это совсем не зависит от общих умственных способностей! Просто с возрастом сами рефлексы замедляются - одновременно делать несколько дел становится все труднее. К тому же пожилых водителей в большей степени отвлекают посторонние раздражители, например шумы.
Помимо вышеперечисленных недугов, стоит вспомнить о многочисленных возрастных хронических заболеваниях, которые еще больше затрудняющие вождение, таких, как катаракта и глаукома, артрит, диабет, сердечная аритмия и многие, многие другие. И ведь все эти болезни надо лечить, а некоторые необходимые лекарственные препараты в еще большей степени нарушают способность пожилых людей обеспечивать безопасное движение.
Какой же рецепт тогда выписать водителям за 60? Неужели единственный выход – это полное воздержание от автомобиля? Совсем нет! Просто каждый пожилой водитель и его близкие должны взвесить все плюсы и минусы и решить, не станет ли вождение автомобиля слишком опасным занятием. Ведь исследователи отмечают, что при авариях с участием «возрастных» водителей риск смерти возрастает в разы. Если плюсов больше - отлично, только не стоит забывать о состоянии здоровья, рекомендациях доктора и регулярных осмотрах у лечащего врача.
И в заключении хотелось бы обратиться к молодым водителям, которые пока беззаботно рассекают просторы дорог и ехидно улыбаются «дедушкам» - водителям. Помните, вам тоже когда-нибудь будет 60, 70, 80 и тогда вы поймете, насколько ошибались, считая, что в столь солидном возрасте садиться за руль опасно. Ведь главное для водителя - не возраст, а его знания и способность контролировать ситуацию! Так что сперва киньте на весы свои водительские навыки! Может, ваши годы их перевесили?..