ГАИ ИЩЕТ СПОСОБЫ «ПОДПЕРЧИТЬ» ГОРЬКУЮ ЖИЗНЬ ПЬЯНЫХ ВОДИТЕЛЕЙ
«Пьяного водителя остановил припаркованный у края дороги автомобиль», «Пьяный водитель без прав вылетел с МКАД», «Пьяный водитель на улице Одинцова въехал в троллейбус», «Нетрезвый бесправный водитель на перекрестке врезался в Audi. Audi отбросило под грузовик»… Список можно продолжать и дальше. Но лучше подумать над тем, как его можно остановить.
Не так давно у нас в стране было принято решение снизить дозволенную норму содержания алкоголя в крови до 0,3 промилле, но, как показывает практика, должного результата это ужесточение не принесло. И наверное, это логично. Ведь показатели «порога трезвости» у большей части задержанных за управление в нетрезвом виде с лихвой перекрывают и старую норму в 0,5 промилле. Но ни Гаи, ни правительство не унывают. Уже сегодня на всеобщий суд вынесено как минимум три способа, которые прямо или косвенно могут повлиять на сложившуюся ситуацию.
Способ первый –конфискация автомобилей у пьяных водителей.ГАИ рассматривает конфискацию автомобилей как одну из наиболее действенных мер, которая может существенно повлиять на изменение ситуации на дорогах Беларуси. Об этом заявил начальник отдела дорожно-патрульной службы Управления ГАИ МВД Александр Цегельник 26 октября на пресс-конференции в Минске. С подобным предложением в свое время выступала и Генпрокуратура, и МВД, и даже сам глава государства Александр Лукашенко давал поручение внести предложения по ужесточению ответственности за вождение авто в нетрезвом виде.
Так что способ, собственно, не новоиспеченный, но именно он может стать новопринятым. Предпосылку так думать дал заместитель премьер-министра Беларуси Анатолий Тозик, который заявил, что "водитель, задержанный в состоянии алкогольного опьянения, должен пожизненно лишаться права управления транспортным средством, а автомобиль – изыматься, независимо от того, кому принадлежит — водителю, его родственнику или другу". Вице-премьер сообщил, что соответствующий законопроект будет внесен в парламент.
Способ второй - использование в Беларуси алколазеров.Главная цель этого способа, пожалуй, устрашение пьяных водителей. За 9 месяцев этого года за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения к административной ответственности было привлечено около 35 тысяч водителей, к уголовной ответственности за повторное в течение года нахождение пьяным за рулем — 3.834 водителя. А вот сколько водителей «под шафе» осталось незамеченными и ненаказанными остается загадкой.
Принцип действия нового прибора заключается в том, что на автомобиль направляют лазерный луч, призванный определяет наличие паров алкоголя в салоне авто при скорости машины до 120 км/ч. Прибор действует с расстояния 25 м и способен уловить даже 150 микрограммов алкоголя. При этом алколазер настроен так, чтобы не перепутать пары "омывайки" с алкогольным выхлопом, исходящим от водителя. Получив сигнал от алколазера, полицейские смогут остановить автомобиль и проверить, кто же в действительности пьян – пассажиры или водитель.
Однако вопрос об использовании в Беларуси алколазеров ГАИ будет рассматривать уже в 2012 году. Только в случае успешной эксплуатации данных приборов на российских дорогах, "Бутон"-ы, на разработку которых было затрачено 25 млн российских рублей (почти 800 тысяч долларов), появятся и в Беларуси. Гаи надеется, что это поможет им следить за пьяными нарушителями внимательней.
Способ третий – сажать водителей-рецидивистов.Как показывет практика, лишенные "прав" за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения все равно продолжают ездить, даже без водительского удостоверения. И нередко – опять «под градусом». Сейчас в уголовном кодексе есть статья № 417 «Неисполнение приговора суда», которая в качестве максимального наказания предполагает лишение свободы до 3 лет. Однако реальная угроза пока не стала действительностью ни для одного водителя. Есть случаи ограничения свободы и приговора к исправительным работам, но все идет к тому, что за «неисполнение приговора» непослушных водителей будут отправлять за решетку.