НУЖНО ЛИ БРАТЬ С СОБОЙ В ДОРОГУ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?
Тема безопасности дорожного движения в нашей новостной ленте занимает, пожалуй, лидирующее место. Советы, рекомендации, предостережения, наставления – все это уже давно стало частью нашей работы. Возможно, кто-то, прочитав очередную такую статью, подумает – ну, сколько уже можно? Это видел, это слышал, это знаю… Но если это действительно так – то почему многие, садясь за руль, автоматически лишаются чувства ответственность?
На мысль написать данную «сагу» меня натолкнул недавний случай, произошедший со мной и еще как минимум с 10-ю людьми. Случай более чем показательный.
Думаю, все из нас хотя бы пару раз в жизни ездили на маршрутках: кто на работу, кто на учебу, а кто домой после какой-нибудь загульной вечеринки, оставив автомобиль «до утра» или «до вечера» (тут уже как кому удобней). И наплевать на то, что все знают, что этот вид транспорта «уникален» - желающих им воспользоваться меньше от этого не становится. Когда надо ехать – деваться некуда. Вот и я без лишних философских размышлений на тему «безопасно ли?» купила-таки билет на маршрутку, длинной в км 60.
Удобно разместившись сразу по правую руку от водителя – к слову, на вид очень даже приветливого и добродушного человека (в отличие от типичных маршрутных хамов), мне «посчастливилось» лицезреть дорогу, так сказать, глазами самого штурмана. И если вы ждете, что я сейчас начну поносить его на чем свет стоит, то вы глубоко заблуждаетесь. Ни выездов на встречку, ни необдуманных перестроений, ни резких торможений, ни любых других неадекватных виражей я не наблюдала. Правда, ближе к концу поездки уверенные навыки и многолетний опыт начали сдаваться.
Есть такие участки дорог, которые предназначены для свободного проезда одного автомобиля. Но когда такие участки тянутся несколько км (с учетом того, что по правую сторону у тебя металлическая ограда, а впереди еле тянется старенький форд), то автолюбители изобретают свои способы их проезда. Как правило, впереди едущий «пододвигается», смещая автомобиль вправо и пуская между колес жирную белую линию, а удачно проехавшая машина благодарит за столь любезный жест аварийкой. И именно такая привычная схема автомобилистов помешала мне сразу понять, в чем дело. А дело было вовсе не в любезной традиции.
Когда наша маршрутка первый раз «подвинулась», мы достаточно быстро перестроились назад. «Наверное, сзади едущий транспорт или еще слишком далеко или просто не собирается нас опережать». Второй раз «подвинулись» немного на дольше – и опять назад. «Он что дразниться что ли?! Тоже мне нашел место!». Третий раз съехали окончательно и… не только правыми колесами! Мужчина, сидевший справа от меня, среагировал мгновенно: обернувшись назад и поняв, что опережающего транспорта-то и нет вовсе, ловким движением перехватил руль с сопутствующей матерной фразой. Водитель резко дернулся, но уже спустя секунду крепко держался за руль с таким невозмутимым видом, что мол, все было под контролем и нечего так переживать! До пункта назначения ехали уже не в тишине – буквально всем пассажирам резко позвонили, или они вдруг решили послушать любимую мелодию, или поиграть в стрелялки с противным музыкальным сопровождением…И только мужчина справа без разрешения нервно закурил и не произнес ни слова. На ближайшем остановочном пункте маршрутка полностью опустела.
Ни для кого не секрет, что стремясь заработать как можно больше многие маршрутчики работают на износ – в первую очередь это касается маршрутчиков-нелегалов. Опыт подобных поездок у меня достаточно богатый, и скорее отрицательный, нежели положительный. Правда, негативные эмоции чаще возникают по отношению к городским работникам маршруток, для которых слова безопасность и ответственность вообще неизвестны.
Очень часто можно видеть ГАЗель с перегрузкой, с техническими неисправностями, с курящим и бескультурным водителем, нарушающим все нормы ПДД, с водителем, который одной рукой держит сигарету, другой разговаривает по мобильнику, а машина едет в режиме «автомат». Причем нередко за рулем находятся только что вылупившиеся водители 18-19 лет, у которых просто нет и не может быть опыта. И вот трогается такой парень-водила неизвестно чем включивший первую передачу, а весь салон как мертвый падает в конец маршрутки, но ему-то все равно – у него музыка перекрикивает все ненужные шумы и вибрации в салоне. А потом, проехав пять остановок сходу, для него в порядке вещей нагло возмущаться – «Я же не могу читать ваши мысли! Громче надо было говорить!»
Но все это, конечно, ерунда - подумаешь, лишняя шишка на лбу или лишний км пешком за свои же деньги. Намного важнее вопрос безопасности в целом. Меня лично, как простого участника дорожного движения, всегда мучает один вопрос: почему большинство водителей (маршрутчики это только показательный пример, хотя и самый яркий) ведут себя на дороге так безответственно? Ездят в полутуманном состоянии, рискуют при маневрах, а нередко и вовсе занимаются самодеятельностью на дороге! А задумывается ли в тот момент водитель, что не всегда все проходит бесследно. И что тогда? Чья-то сломанная жизнь, паника и надежда на спасение…
Только вспомните, как в ночь с 25 на 26 января в Минске был задержан водитель маршрутного такси на перекрестке улиц Якубовского и Притыцкого. Сотрудников ГАИ еще издали заприметили его странную траекторию движения - машина хаотически перестраивалась из ряда в ряд и притормаживала. После остановки маршрутки, инспекторы опросили водителя, тот в свою очередь не мог дать внятные объяснения, на вопросы отвечал очень заторможено и путано. Водитель был доставлен в наркологический диспансер, где после освидетельствования на его руках были обнаружены следы от уколов шприца.
И как после этого можно ответить на вопрос, насколько сегодня наши дороги являются опасными? Ответ – они безопасны. Опасными являются участники дорожного движения, нарушающие закон, ссылаясь на лень, безразличие к другим и безответственность.