ПРИЧИНА 9 – ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ/ СОН ЗА РУЛЕМ
От аварий на дорогах не застрахован никто. Мы расскажем Вам, как снизить вероятность попадания в такие ситуации или хотя бы уменьшить их последствия. Компания Ф-АВТО обратилась в ГАИ Республики Беларусь за статистикой основных причин аварийных ситуаций. Мы систематизировали и выбрали топ-10 причин, которые мы рассмотрим и разберем в каждой отдельной статье. Наша цель – дать практические рекомендации, как избежать ДТП.
Сегодняшняя тема – причина номер 9: переутомление/ сон за рулем. Причины, приводящие к засыпанию водителя за рулем, довольно разнообразны: это и усталость, и алкогольное опьянение, и монотонная дорога, и езда в темное время суток, и прием лекарств, и даже, как это ни смешно, езда после обильного обеда. Перечень причин можно и продолжить. Хотя зачем? В большинстве случаев они, накладываясь одна на другую, действуют совокупно. По официальной статистике в 2010 году по этой причине произошло 59 ДТП. Погибло 10 человека и еще 81 получил травмы и увечья.
Комментарии ГАИНа первый взгляд вождение в полусонном состоянии это всего лишь проблема того, кто за рулем. Если же разобраться, то все гораздо серьезнее. Невыспавшийся человек все равно, что пьяный человек. Состояние водителя, который не спал 20 и более часов, равносильно алкогольному опьянению. Даже если недосыпать всего лишь 1 или 2 часа за ночь, то способность управлять автомобилем существенно ухудшается. А значит, замедляется быстрота реакции, появляются невнимательность и ошибки в вождении, нарушается координация движений. Из-за привычных биоритмов чаще всего водители засыпают в промежутке с 3 до 6 утра.
Лучший способ предотвратить засыпание во время управления автомобилем – это поспать. Выспаться можно на специально оборудованных паркингах, в гостиницах, просто в своем автомобиле, остановившись за пределами дороги. Многие водители пользуются специальными средствами защиты от сна: кофе, энергетические напитки, громкая музыка, интенсивная беседа с пассажиром. Однако каждый из этих помощников в любой момент может дать сбой. Неплохо протрезвляет свежий воздух (особенно зимний) и умывание минералкой. Также рекомендуется никогда не смотреть на одну точку впереди себя, а периодически водить глазами: панель приборов, дорога, встречная машина, снова дорога, панель приборов, здание справа, дорога, здание слева.
Помните страшную аварию в городе Минске?
В 23.55 у дома №149 по проспекту Партизанскому 58-летний водитель, управляя автомашиной «МАЗ» с полуприцепом, столкнулся со стоящим у правого края проезжей части автомобилем такси «Дачия Логан», с находящимся в салоне 47-летним водителем, после чего выехал на тротуар и совершил наезд на 19-летнюю студентку БГУ и 58-летнего рабочего ОАО «МЗКТ», после чего совершил наезд на конструкцию крытого входа в метрополитен станции «Могилевская». В результате водитель такси погиб на месте, а пешеходы были помещены в БСМП г. Минска. Девушка-пешеход скончалась в больнице.
Этот жуткий пример в очередной раз доказал, что сон за рулём — самый короткий путь на тот свет! Даже минута сна за рулем в разы опасней и двойного обгона, и гололеда, и даже отказа тормозов. Он приходит незаметно и в этом и заключается все его коварство. Все также мелькают деревья за окном, все также бежит перед вами разделительная полоса, все также доносится из приемника знакомая мелодия… Но только вы уже ведете машину на автомате и буквально в одно мгновение – о ужас! – просыпаетесь от протяжного гула встречного грузовика!
Бороться с чарами Морфея практически бесполезно, но можно вовремя заметить их приближение и принять необходимые меры. Итак, каковы признаки засыпания водителя за рулем? Во-первых, это, так называемое, снижение бдительности – вы не можете вспомнить дорожные знаки, которые только что видели, не поняли, о чем только что прослушали радиопередачу и т.д. Во-вторых, снижение внимательности - вы стали ехать на 20 км в час быстрее и совсем этого не заметили или по неосторожности чуть не подрезали соседний автомобиль. Помимо этого есть еще и физиологические особенности засыпающего водителя – это отсутствие концентрации и напряжения в руках и ногах, общая вялость, некоторая сухость во рту и «тяжелые» веки. И последнее - если встречные фары идут вам в лоб, то не стоит долго разбираться, кто и по какой причине прикрыл глаза. Ведь даже если вы стопроцентно движетесь по своей полосе, лобовое столкновение от этого мягче не будет.