Есть такое «поверье» среди автолюбителей, что не год автомобиля главный показатель технического состояния авто, а одна деталь - и это прокладка между рулем и сиденьем. Согласитесь, «запчасть» действительно немаловажная. Ведь даже несмотря на то, что по статистике ГАИ количество аварий, связанных с технической неисправностью агрегата, ничтожно мало, у здравомыслящего водителя осознанная необходимость постоянно следить за техническим состоянием своего автомобиля (а не просто поддерживать его «на ходу»!) присутствует на инстинктивном уровне.
Правда, нередко даже у очень ответственных водителей каждый очередной техосмотр превращается в настоящее испытание. Ведь помехой к получению заветной наклеечки на стекло может стать любая мелочь, иногда даже непонятно как влияющая на безопасность! Однако уже с 1 июля в Беларуси изменяется порядок прохождения техосмотра: вступает в силу Технический кодекс установившейся практики «Государственный технический осмотр транспортных средств. Порядок проведения проверки технического состояния транспортных средств» (ТКП 309-2011 (02190). Именно этот документ – вместо десятков действовавших ранее технических нормативных актов – призван поставить ТО в Беларуси на более человечный уровень.
Итак, что же изменится? Ф-АВТО предлагает остановиться на основных моментах.
Наклейкомания станет законной
На наших дорогах чуть ли не каждая вторая машина имеет отличительный знак в виде небольшой наклейки, в основном на заднем стекле автомобиля. У кого туфелька, у кого ребеночек, у кого просто что-то «для души»… ГАИ уже давно закрыла на это глаза и даже не вспоминает про пункт ПДД, который запрещает участие в дорожном движении автомобилей "с внешне видимыми наклейками (изображениями)". Ну, только если в единичных случаях. Однако для работников диагностических станций – это принцип: убрать и все!
Спорили на эту тему практически все. Тем более что почва была более чем благоприятной: какие это собственно «внешне видимые»? Сейчас термин уточнили. «Внешними видимыми» наклейки (изображения) считаются в том случае, когда их содержание (надпись) различается с расстояния более 10 метров при естественном освещении и расположении глаз наблюдателя на уровне 1,6 метра от уровня опорной поверхности. Последнее, конечно, они замудрили, но и на том спасибо! Теперь к дамской туфельке на заднем стекле будет не придраться!
Повреждение или небольшой дефект?
Кому только не доводилось доказывать работнику станции технического обслуживания, что вот эта вмятина на машине вовсе не серьезное повреждение, как он утверждал, а только лишь небольшой дефект, к слову легко устраняемый? Но, как правило, победа всегда с легкостью доставалась сотруднику станции. А все потому, что «значительные внешние повреждения кузова» до сегодняшнего дня мерили на глаз, а глаз ТО мог и «косить». Но если раньше сколы и ржавчину на станции диагностики мерили, опираясь только на свою интуицию, то уже теперь «значительные повреждения» будут четко определены. В ТКП наконец-то появились критерии степени повреждений кузова и окраски транспортного средства.
Незначительные повреждения окраски – это "отсутствие покрытия на внешне видимом участке кузова (кабины) ТС, размер поверхности которого позволяет вписать в него окружность диаметром 50 мм, или на трех и более таких участках, размер поверхности каждого из которых позволяет вписать в него окружность диаметром 20 мм".
Значительные повреждения деталей кузова (кабины) – "наличие сквозных (механических) или коррозийных повреждений внешне видимых элементов кузова (кабины), а также наличие участка кузова (кабины), имеющего повреждения, размер поверхности которого позволяет вписать в него окружность диаметром 100 мм или трех и более таких участков, размер поверхности каждого из которых позволяет вписать в него окружность диаметром 50 мм".
Так что теперь в бардачке у каждого водителя наверняка появятся новоиспеченные шаблоны – круги диаметром 10 см, 5 см и 2 см.
Красному капоту – зеленый свет!
Думаю, многим автолюбителям хотелось сотворить со своим автомобилем что-то эдакое – подчеркнуть, так сказать, его индивидуальность. Ну, например, капот перекрасить или просто дверку разукрасить. Только вот наше законодательство в автомобильной сфере не очень-то одобряло подобные желания.
Однако уже сейчас компромисс найден! ТКП внесло в вопрос "разноцветности" кузова кое-какие поблажки. Теперь машина не обязана быть вся одного цвета. Наличие участков кузова (кабины), окрашенных в цвет, отличный от указанного в регистрационных документах, которые занимают менее 1/3 площади их видимой поверхности, с 1 июля не будет являться причиной для непрохождения гостехосмотра. Таким образом, отдельные части автомобиля могут быть других цветов.
Замечания вместо «придирок»
Согласитесь, что иногда заключение о техническом состоянии транспортного средства «не соответствует» основывалось на довольно смутных доводах. То не горит лампочка подсветки номера, то контрольный сигнал на панели приборов.… В общем, абсолютно любая мелочь, которая напрямую не влияют на безопасность дорожного движения, могла стать причиной повторного посещения диагностической станции автовладельцем. Но уже с 1 июля в нормативную базу гостехосмотра добавится еще одно заключение: "соответствует с замечаниями". Данная ремарка призвана в разы облегчить прохождение техосмотра и сделать его в разы лояльней.
Понятие "замечание" определено в ТКП как "несоблюдение условий (неисправное или неработоспособное состояние отдельных проверяемых элементов ТС), при которых не запрещается его участие в дорожном движении, однако оказывающих определенное влияние на безопасность дорожного движения". "Несоответствием" же считается такой дефект, который оказывает реальное влияние на безопасность участников дорожного движения. В каждой главе ТКП четко определено, какие моменты следует считать "несоответствием", а какие – "замечанием". Это станет первым шагом к большему доверию к автовладельцам.
В целом же, это общемировая практика. Ведь только у нас главная задача техосмотра – а это выявление и устранение нарушений прежде всего в экологическом состоянии транспортных средств, в тормозной системе и рулевом управлении, в состоянии колес и шин, элементов ходовой части, нередко перекрывалась ну, скажем, перегоревшей лампочкой.
«Зеленая карта» станет оранжево-голубой
На станциях ТО до конца нынешнего года должна появиться новая диагностическая карта – изменится как дизайн, так и содержание. Рестайлинговая карта будет реализована в фирменных цветах УП "Белтехосмотр" - оранжевом и голубом, станет односторонней и более информативной. Это нововведение поможет избежать путаницы: ведь «зеленая карта» на юридическом языке - это закрепленное название международного договора (полиса) страхования автогражданской ответственности, но никак не диагностическая карта. К тому же в ней будут содержаться не только данные проведенной диагностики, но и указываться ссылки на соответствующий пункт ТКП при обнаружении несоответствий или замечаний в техническом состоянии транспортного средства. Ожидается, что в таком виде она понравится автовладельцам куда больше.
Конечно, кто-то скажет, что ТО по старым нормам не был большой проблемой. Подумаешь, на одной станции не ставят - едешь на другую. Там не ставят - 20-25$ и нет проблем. Но как бы там ни было, куда приятней проходить его сразу и на месте. Тем более, когда действительно уверен в «силах своего железного коня».