В то, что машины смогут ездить по дорогам без участия водителя, еще недавно невозможно было поверить. Но уже сейчас мы видим, как научная фантастика становится реальностью завтрашнего дня - инженерно-программистский состав Google творит чудеса! И это действительно революция.
В Калифорнии официально разрешили ездить по дорогам общего пользования автомобилям с автопилотом. Соответствующий законопроект губернатор штата Джерри Браун подписал в штаб-квартире компании Google, одного из лидеров в разработке технологий управления машиной без участия человека. Однако некоторые эксперты считают, что «беспилотникам» не место на дорогах с обычными автомобилями, и прогнозируют, что впервые он появится на российских дорогах не раньше чем через 30 лет. А что тогда говорить про Беларусь?
Основной элемент системы беспилотника от Google – это лазерный дальномер, который установлен на крыше автомобиля. Устройство излучает 64 лазерных пучка, что позволяет создать детальную 3D карту окружающей среды. Затем робот объединяет эти лазерные измерения с картами высокого разрешения и создает различные модели данных. Это позволяет автомобилю самостоятельно передвигаться, объезжая препятствия и не нарушая правила дорожного движения. На переднем и на заднем бамперах робомобиля стоят по два радиолокатора. Они позволяют машине анализировать ситуацию на дальних расстояниях, для того чтобы ехать по автострадам с большой скоростью. Камера под лобовым стеклом, рядом с зеркалом заднего вида, считывает сигналы светофора. Сенсор GPS и датчик положения колес определяют местоположение автомобиля и следят за его движением.
Основатель Google Сергей Брин уверен, что массовое распространение таких автомобилей сделает дороги безопаснее, уменьшит количество тяжелых аварий, поможет сократить пробки, а также значительно упростит жизнь автомобилистам с ограниченными возможностями. Кроме того, немаловажным фактором такого чуда техники является то, что в самоходном автомобиле разрешено ездить в состоянии алкогольного опьянения. Но почему же тогда наши эксперты так скептически относятся к повсеместному внедрению беспилотных автомобилей?
Главный их аргумент - ни один беспилотник не сможет запрограммировать все вероятные комбинации развития ситуации на дороге. Так, по их словам, он просто не сможет предугадать, что какой-нибудь камикадзе вылетит на твою полосу со скоростью в 120 км/ч. И тут два варианта - либо мы всех сажаем на машины с автопилотом, либо никого. К тому же куда без вечных опасений русского человека, что компьютер может зависнуть и тогда предугадать поведение робомобиля будет невозможно.
Но как бы там ни было новый закон вступит в силу в Калифорнии только в следующем году. В нем прописаны эксплуатационные качества и нормы безопасности для тестирования роботизированных автомобилей. Основное условие таких тестов в обстановке реального дорожного движения – водитель должен иметь возможность в случае необходимости быстро взять управление на себя.
Пока создавать собственные беспилотные автомобили компания не планирует. Основная задача на этом направлении – сотрудничество с крупными автопроизводителями. Уже сейчас в экспериментах Google участвуют шесть автомобилей Toyota Prius и одна Audi TT. За два года эти автомобили проехали в общей сложности более полутора тысяч километров в автономном режиме в условиях обычного дорожного движения. Стоит отметить, что за время тестов каких-либо серьезных происшествий с «самоходными» автомобилями не происходило, за исключением одного случая. В августе прошлого года неподалеку от штаб-квартиры Google «Тойота» с автопилотом врезалась в одного из своих собратьев. Представители компании тут же поспешили заявить, что ДТП произошло по вине человека: находившийся за рулем сотрудник компании временно взял на себя управление автомобилем, отключив автопилот.
P.S.: Технологии автономного управления автомобилями разрабатывает не только Google, но и крупнейшие автокомпании мира – BMW, Ford, General Motors, Honda, Hyundai, Mercedes, Nissan, Toyota, Volkswagen, Volvo и другие. Наиболее заметных результатов добился Volkswagen. Крупнейший автоконцерн мира провёл демонстрацию технологии Temporary Auto Pilot (временный автопилот) на базе двухлитрового турбодизеля Volkswagen Passat. Водитель автомобиля может активировать эту функцию на свободных участках дороги, чтобы немного передохнуть. Автопилот Volkswagen работает при движении на магистралях со скоростью до 120 км/ч. В компании уверяют, что эта система практически доработана и готова к установке на серийные автомобили.
Volkswagen с автопилотом может ехать по своей полосе движения, держа дистанцию, и в случае необходимости притормаживать, учитывая движение впереди идущей машины. Машина сканирует дорожные знаки и в соответствии с этим регулирует скоростной режим. Но такой автомобиль без участия водителя не сможет проехать из одного места в другое.