Рынок моторных масел просто пестрит всевозможными яркими наклеечками, красивыми канистрочками и непонятными значками. Берешь в руки одно из таких произведений искусств, долго вглядываешься в неразборчивый мелкий шрифт и …. произносишь фразу, которую от тебя уже давно ждали: «Подскажите, пожалуйста». Кажется, что понять все эти «умные» буковки и циферки под силу только гениально-талантливым людям. Ф-АВТО, прогулявшись по лабиринтам масляного рынка, поможет Вам понять общие принципы классификации и сделать выбор самостоятельно.
Натуральное, синтетика или что-то среднееСамое первое, что Вы должны знать – это марку моторного масла, рекомендованную производителем Вашего автомобиля. Градация на «наше» и «импортное» уже, пожалуй, устарела, а приверженность конкретной фирме слишком индивидуально. Поэтому будем придерживаться традиционного деления: минеральное, полусинтетическое и синтетическое.
Моторное масло состоит из основы (базового масла) и присадок. Свойства масла напрямую зависят от химического состава основы, присадки же предназначены для корректировки и улучшения этих характеристик. Так чем же отличается минеральное от синтетического?
Мы привыкли к тому, что натуральное – всегда лучше, а значит и дороже. Но в каждом правиле есть исключение. В данном случае минеральная основа – самая распространенная и самая дешевая в мире моторных масел. Это продукт прямой перегонки нефти и ее химический состав зависит от качества нефти, пределов выкипания отбираемых масляных фракций, а также методов и степени их очистки. К основным характеристика этого вида можно отнести следующее:
1. чуткая реакция на изменение температуры (двигатель с минеральным маслом более трудно пускается в мороз)
2. высокая испаряемость
3. низкая стойкость к окислению.
Полусинтетическое масло – это смесь минеральных и синтетических базовых масел. Оно может содержать в своем составе от 20 до 40 процентов «синтетики». По своим характеристикам этот продукт занимает промежуточное положение – его свойства лучше обычных минеральных масел, но хуже синтетических. По цене эти масла значительно дешевле последних.
Мнение, что синтетическое масло – самое лучшее, не совсем верно, хотя оно и имеет ряд неоспоримых достоинств. А именно:
1. высокая термоокислительная стабильность
2. небольшая по сравнению с минеральными маслами испаряемость
3. хорошая стойкость из-за минимального количества присадок.
Получив хорошую характеристику по вязкости, что существенно облегчает запуск двигателя в морозную погоду, «синтетика» приобрела и отличную текучесть. Эта текучесть не позволяет применять ее, если потеряна эластичность уплотнительных элементов (сальников, колпачков и т.д.), и на них имеются микротрещины. К тому же синтетическое масло противопоказано для некоторых видов иномарок из-за конструктивных особенностей смазочной системы двигателей и в период обкатки после капитального ремонта мотора. А чтобы насладиться всеми прелестями этого вида, вам придется заплатить в разы больше.
Выходит, что оптимального варианта при покупке не существует. Все три вида масел являются полноправными участниками рынка, предоставляя нам свободу выбора в определённых условиях.
Продолжение следует…