Определившись с тем, какое моторное масло – минеральное, полусинтетическое или синтетическое, – подходит именно вашему автомобилю, приступаем к детальному изучению этикетки. Перевести общепринятых обозначений на русский язык не так тяжело, как кажется на первый взгляд.
Масляной translatorВ настоящее время общепризнанной международной системой классификации моторных масел по вязкости является SAE J300, разработанная Обществом Автомобильных Инженеров США (Society of Automotive Engineers). Вязкость масла по этой системе выражается в условных единицах - степенях вязкости. Существует три ряда вязкости масел: зимние, летние и всесезонные.
Ряд зимних масел обозначаются цифрой и буквой "W" (Winter-Зима), а ряд летних масел - цифрой без буквенного обозначения. Таким образом, SAE 5W – зимнее сезонное масло, а SAE 50 – летнее сезонное масло. Если в маркировке увидите, например, SAE 10W-40, то перед Вами всесезонный продукт. Чем меньше цифра, стоящая перед буквой W, тем меньше вязкость масла при низкой температуре, легче холодный пуск двигателя стартером и лучше прокачиваемость масла по смазочной системе. А чем больше цифра, стоящая после буквы W во всесезонных маслах или после SAE в летних, тем больше вязкость масла при высокой температуре и надежнее смазывание двигателя при жаркой погоде.
Существует ещё категории масла по API (Американский института нефти), но она не так популярна. По данной классификации моторные масла подразделяются на две категории:
1. S (Service) – для бензиновых двигателей.
2. C (Commercial) – для дизельных двигателей.
Обозначение класса масла состоит из двух букв латинского алфавита: первая (S или C) указывает категорию масла, вторая — уровень эксплуатационных свойств. Чем дальше от начала алфавита вторая буква, тем выше уровень свойств (т.е. качество масла). А если масло универсальное, то оно будет иметь двойное обозначение, например, SF/CC или CD/SF. Правда первое будет «более бензиновое», а второе «более дизельное». Буквенное сочетание ЕС (Energy Conserving) дополнительно обозначает энергосберегающие масла.
Ассоциация европейских производителей автомобилей (Association des Constracteuis Europeen des Automobiles) с 1 января 1996 года ввела свою классификацию моторных масел - ACEA. Требования европейских стандартов к качеству моторных масел являются более строгими, чем американские. Это связано с тем, что европейские двигатели имеют меньшую массу и большую удельную мощность, а европейский трафик характеризуется высокими скоростями передвижения и тяжелыми городскими режимами.
Ввиду этих особенностей классификация ACEA разделяет моторные масла на 3 класса:
1. A/B - для бензиновых двигателей и дизелей легковых автомобилей и легких грузовиков;
2. C - совместимые с нейтрализаторами отработавших газов;
3. E - для мощных дизелей грузовых автомобилей.
За производителями автомобилей оставлено право выдвигать собственные дополнительные требования к маслам. Конструкции двигателей разных марок отличаются между собой по разным параметрам, поэтому одно и то же масло может идеально подойти к одному мотору и будет противопоказано другому. На основании проведенных тестов автопроизводители указывают либо определенный класс по какой-либо общепринятой классификации, либо составляют собственные спецификации, в которых обозначены конкретные марки масел, допущенных к применению. В инструкции по эксплуатации автомобиля обязательно присутствуют спецификации производителя, а их номер наносится на упаковку масла рядом с обозначением его класса эксплуатационных свойств.