Эколог – профессия воинствующая, а борьба за окружающую среду – пожалуй, призвание. Пройти мимо этих охранников природы незамеченным под силу только «чистым» людям с «чистыми» намерениями улучшить жизнь человечества. А как по поводу проехать?
Для любителей прокатиться с «ветерком» экологи-выдумщики тоже нашли «чистый» способ с использованием, так называемого, альтернативного топлива. Они неустанно призывают автомобилистов перевести своих "железных коней" на газ. А мы с вами вроде и понимаем, что такая мечта экологов вовсе не каприз, но... продолжаем ездить на бензине. Что же мешает побороть бензиновое лобби?
Бесспорно, что у машины, работающей на газу, есть целый ряд преимуществ, и она обладает главным козырем - отработавшие газы менее опасны для здоровья человека и окружающей среды (в 2-3 раза). К тяжелой артиллерии «газовых войск» можно также отнести и положительный экономический эффект. Газовое оборудование «легковушки» окупается уже через 20 тыс. км пробега, а расход такого топлива значительно меньше. Но помимо заботы о физическом и материальном состоянии человека, экологи заботятся и о здоровье авто. Из положительных эффектов с технической стороны можно выделить следующее:
- газ поступает в цилиндры только в паровой фазе, что исключает смывание масляной пленки со стенок цилиндра;
- отсутствие смолянистых отложений и сажи, следовательно, нагара;
- при правильной настройке отсутствуют рывки в работе двигателя, что продлевает жизнь трансмиссии и шинам.
При использовании газа из-за уменьшения нагрузок на детали заметно увеличивается ресурс двигателя и сокращается «угар» масла. Но что же тогда заставляет автолюбителей так рьяно обороняться и не переходить на предложенное чудо-топливо? Ф-АВТО нашло 7 барьеров, которые рядовому автолюбителю не под силу:
Препятствие №1. В автомобиле, оснащенном ГБО, Вы никогда не будете ни королем дороги, ни королем самой машины. Во-первых, в таком автомобиле запрещено курить, во-вторых, машина теряет свои динамические характеристики, в-третьих, нарушается развесовка, а это негативно влияет на управляемость.
Препятствие №2. Потеря свободного места. Это препятствие из длинного минуса уже давно превратилось в самое настоящее тире. А самое обидное, что этот недостаток неустраним, так как баллон с газом имеет достаточно внушительные размеры, и ничего с этим не поделаешь.
Препятствие №3. Представляет собой нюхательный барьер. Сама по себе газовая смесь запаха не имеет, но для обнаружения утечки ее подвергают одорации — придают специфический «аромат». Он проникает в салон даже при полной герметичности системы, а иногда в неприятном запахе виноваты газы, выходящие из глушителя.
Препятствие №4. Каждого автовладельца в той или иной мере можно назвать «занятым человеком». Машина на газу требует к себе куда больше внимания, а значит и времени. При эксплуатации такого автомобиля нужно обязательно регулярно и тщательно проверять систему на наличие утечек газа. Плюс получить очередную порцию «еды» Вы сможете только на специальных заправках, которые по требованиям безопасности расположены, как правило, на окраинах города.
Препятствие №5. Риск технического повреждения автомобиля. В инструкциях по эксплуатации ГБО сказано, что заводить автомобиль нужно на бензине и только после прогрева переключаться на газ (хорошие системы делают это автоматически). Если эксплуатировать автомобиль только на газу, бензиновая топливная система может прийти в негодность, а неправильно настроенная газовая система может привести к серьезным повреждениям двигателя.
Препятствие №6. Как правило, новый автомобиль автоматически снимается с гарантии, если на него ставят ГБО. Только на некоторые китайские и российские марки автомобилей можно установить газ на фирменной СТО.
Препятствие №7. Машина, оборудованная газовой установкой, должна иметь соответствующую пометку в техпаспорте. Тем, кто собирается купить автомобиль и перевести его на газ, стоит установить ГБО до постановки автомобиля на учет в ГАИ. В противном случае придется менять техпаспорт.
Особо «сильные» автолюбители все же смогли переступить через вышеперечисленные барьеры и научились наслаждаться всеми «прелестями» эксплуатации авто на газу. Но их пока настолько мало, что с уверенностью можно утверждать: бензиновое лобби с успехом правит нашей странной так же, как большинством других государств. Может дело в том, что нет государственной программы, которая могла бы помочь запустить «процесс массового перехода на газ»?
Об этом упущении в один момент вспомнили и белорусские власти, и российские. Заинтересованные стороны двух государств недавно встретились в Минске на совещании с довольно интересным названием - «Потенциал сотрудничества Беларусь-Россия в области использования природного газа в качестве моторного топлива». Возможно, этот диалог даст развитие данной отрасли и в скором будущем очередная встреча белорусского концерна ОАО «Белтрансгаз» и российского ОАО «Газпром» не будет содержать в своем названии слово «потенциал», заменив его, например, «перспективой» или еще лучше «программой». Но как бы там ни было, первый шаг уже сделан.