ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПЕРЕЕЗД – ЗОНА ПОВЫШЕННОГО РИСКАС начала 2012 года количество ДТП на железной дороге выросло в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По статистике почти в каждой аварии на переездах железной дороги виноваты водители автотранспорта. Они или выезжают на красный сигнал светофора, или объезжают закрывающийся или и закрытый шлагбаум, а на не регулируемых переездах и вообще пытаются проскочить прямо перед приближающимся поездом. Аварии чаще всего происходят на регулируемых переездах, но там, где нет дежурного работника. Нарушение правил - уже давно не аргумент, тем более – кто об этом узнает? В этих местах водителями, похоже, овладевает русский авось: «Успею или нет?»
Если в 2010 году на железнодорожных переездах произошло всего 5 ДТП, в которых погибли 2 человека и 4 получили ранения, то уже в 2011 таких ДТП было 16. В них погибло 7 человек и еще 14 получили травмы различной степени тяжести. А за пару месяцев текущего года - произошло 3 ДТП, в результате которых погибли три человека и столько же получили травмы.
Последнее подобное происшествие случилось 3 февраля. Вблизи д. Заречье Березовского района на переезде автодороги Столбцы-Ивацевичи-Кобрин в 14.20 48-летний житель г. Березы, управляя трактором «МТЗ» с прицепом, двигаясь через неохраняемый оборудованный железнодорожный переезд, проигнорировал запрещающий сигнал светофора и звуковую сигнализацию, в результате чего произошло столкновение трактора с электропоездом «Минск-Брест». От полученных травм тракторист скончался на месте происшествия. Задержка движения электропоезда составила 2 часа 21 минуту.
А ведь при подъезде к железнодорожному переезду водитель обязан убедиться в отсутствии приближающегося железнодорожного транспортного средства и руководствоваться указаниями дежурного по железнодорожному переезду, требованиями светофоров, дорожных знаков, дорожной разметки, положением шлагбаума и звуковым сигналом. В случае, когда движение через железнодорожный переезд запрещено, водитель должен остановиться у дорожного знака "Движение без остановки запрещено" или стоп-линии, при их отсутствии - перед светофором, при отсутствии светофора - не ближе 5 метров от шлагбаума, при отсутствии шлагбаума - у дорожного знака "Однопутная железная дорога" или "Многопутная железная дорога", при отсутствии технических средств организации дорожного движения - не ближе 10 метров до ближайшего рельса. Только вот к сожалению все эти «обязан» и «должен» выполняются спустя рукава, что нередко приводит к плачевным последствиям.
В связи с увеличением количества ДТП на железнодорожных переездах Госавтоинспекция совместно с транспортной милицией проводит комплекс профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений правил проезда железнодорожных переездов, которая продлится до 26 февраля. Говоря об итогах уже проведенного на 30 наиболее опасных железнодорожных переездах Беларуси рейда, можно сделать следующий вывод – самыми дисциплинированными оказались водители Брестского, Оршанского и Осиповичского регионов.
Что делать если Вы все-таки «застряли» на переезде? При вынужденной остановке транспортного средства на железнодорожном переезде водитель обязан включить аварийную световую сигнализацию, немедленно высадить пассажиров и принять меры для освобождения железнодорожного переезда. Одновременно водитель должен при имеющейся возможности послать двух человек вдоль железнодорожных путей в обе стороны от переезда на 1 километр (если одного, то в сторону худшей видимости железнодорожного пути), объяснив им порядок подачи сигнала остановки машинисту приближающегося железнодорожного транспортного средства, а сам - оставаться возле транспортного средства и подавать сигналы общей тревоги (серии из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов).При появлении железнодорожного транспортного средства водитель (пассажир) обязан бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки и соблюдая меры предосторожности. Сигналом остановки служит круговое движение руки (днем - с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видимым предметом, ночью - с фонарем или факелом).